На развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них - логика развития психологических знаний связан с изменением предмета психологии, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Этот фактор является объективным и потому поддается научному изучению.
Субъективными факторами являются социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого. Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его.
Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. 1) Она создает условия для развития той или иной концепции. 2)Созвучность научной теории ожиданиям общества способствует привлечению наиболее способных исследователей к работе над этими теориями. Не меньшее значение имеет и другой фактор - личность ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к той или иной научной школе и т.д. Анализ личности ученого, его биографии, дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения, сможет ли противостоять общественному мнению. Однако, несмотря на важность социальной ситуации и личности ученого, ведущим фактором все же является логика развития психологической науки.