Факторы, определяющие развитие науки

На развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них - логика развития психологических знаний связан с измене­нием предмета психологии, влиянием смежных с психологией наук, с разви­тием принципов и категориального строя психологии. Этот фактор является объективным и потому поддается научному изучению.

Субъективными факторами являются социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого. Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концеп­ций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и на­правлений или затрудняют его.

Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путя­ми. 1) Она создает условия для развития той или иной концепции. 2)Созвучность научной теории ожиданиям общества способствует привлече­нию наиболее способных исследователей к работе над этими теориями. Не меньшее значение имеет и другой фактор - личность ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитив­ный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлеж­ность к той или иной научной школе и т.д. Анализ личности ученого, его биографии, дает возможность понять, каким образом происходит выбор на­учных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения, сможет ли противосто­ять общественному мнению. Однако, несмотря на важность социальной си­туации и личности ученого, ведущим фактором все же является логика раз­вития психологической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: