double arrow

Объективный идеализм Пдатона


Принципиально новый подход к психике человека начал складываться с III века до н.э., с появления теорий Сократа и Платона.

Сократ уже не рассматривал человека в цепи всеобщих закономерностей, доказывал, что ничего важнее человека быть не может. Человек кроме естественных законов подчиняется еще и законам разума. Родился Сократ в Греции в Афинах, получил начальное, обычное для того времени образование, стал воином, участвовал в сражениях, проявил себя храбрым и выносливым. Службу считал для себя необходимой, т.к. это было необходимым для Афин. В военных походах впервые проявилась способность Сократа полностью погружаться в свои размышления, не обращая внимание на окружающее и его способ беседы, помогающий собеседнику прийти к определенному мнению. Сократ принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин. Имел множество учеников из разных социальных слоев. Его открытая позиция в диалогах в суде присяжных и народном собрании, отказ от денег за обучение привели к тому, что в 399 г до н.э. он был обвинен в неповиновении богам и развращении юношества и приговорен к смертной казни. Ученики пытались спасти его, но Сократ мужественно принял смерть, приняв яд цикуты. Жизнь Сократа не отделима от его этических воззрений. «Как другие создают музыку при помощи музыкальных инструментов. Так Сократ создавал мелодию из своей личности, из своей жизни».




Сократ никогда не делал записей, о его взглядов мы узнаем из 3-х источников: комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта, сочинений Платона.

В образовании Сократ выделял 2 ступени: изучение этики и изучение специальных практических вопросов.

Сократ подошел к душе, прежде всего как источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела.

«Душа – это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему, согласно нравственным идеалам».

Сократ связывал нравственность с поведением человека (благо, реализуемое в поступках). Однако для оценки поступка необходимо знать, что есть благо, поэтому Сократ связывал нравственность с разумом. Утверждал необходимость показать людям, разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Важнейшее положение сократовской теории: перенос исследовательского интереса с окружающей действительности на человека. Сократ полемизировал с «софистами» по вопросам относительности истинности и выступал против их тезиса, что человек есть мера всех вещей, утверждая, что в любом знании есть зерно истины.

Одним из первых Сократ обратился к изучению речи: истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Однако, несмотря на то, что абсолютное знание и существует объективно, оно не может даваться человеку в готовом виде. Невозможны так же передача этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно развивать из тех зародышей, что имеются в душе каждого, т.е. истина существует в душе каждого человека от рождения, хотя разум и не осознает этого. Причем развивать это существующее в душе знание должен сам человек, а собеседник (учитель) только помогает ему в этом процессе. Эта знаменитая диалектика Сократа получила названия сократической (сократовской) беседы. Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, т.к. пред учеником ставили определенную задачу в виде вопроса-утверждения, а затем, путем наводящих вопросов, выстраивая алгоритм решения данной проблемы, помогали доказать или опровергнуть данное утверждение.



Платон- имя, которым его наделил народ, в переводе с греческого –широкоплечий, настоящее имя – Аристокл (428-348 гг. до н.э.) один из учеников и последователей Сократа. Легенда приписывает ему божественное происхождение, делая его сыном Аполлона. Гимнаст, философ, поэт, талантливый литератор, прекрасный наездник, победитель Олимпийских игр по борьбе, потомок очень знатного аристократического греческого рода. После смерти Сократа покинул Афины, поклявшись никогда не возвращаться в город, осудивший великого ученого. 10 лет провел в путешествиях, которое закончилось трагически: он был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве идеального государства. Однако, разочаровавшись в знаниях философа, и, боясь его растущей популярности, приказал изгнать Платона с острова и продать его в рабство. Платона выкупили, друзья собрали для него большую сумму денег, на которую он создал свою школу и назвал ее Академией (по имени покровителя местности Академа). Над воротами Академии Платона было написано: «Не знающий геометрии не войдет сюда» (число как основа мирового порядка и гармонии).



Хотя творческое наследие Платона велико (всего им написано 36 произведений, почти полностью сохранившиеся до наших дней), однако, специальных работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются им в работах «Менон» (теория воспоминания), в «Федоне» (учение о бессмертии души), в работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учение Гераклита о душе. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части. Кроме того, изучались проблемы:

- познание мира человеком;

- его связи с обществом;

- вопросы государственного устройства и способы максимального взаимодействия личности и государства.

В построении своей теории Платон опирался как на идеи Со­крата, так и на некоторые положения пифагорейцев, в частности на их понимание числа как основы мирового порядка и гармонии.

Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон пришел к объективному идеализму. В его всеобъемлющей теории изучались проблемы познания мира человека, его связи с обществом, вопросы государственного уст­ройства и способы оптимального взаимодействия личности и госу­дарства.

В окружающем мире он выделял бытие - душу и небытие - мате­рию, которая ничто без души. Он считал, что окружающие предме­ты являются результатом соединения души, идеи с неодушевленной материей. Душа, по его мнению, не только идея, но и цель вещи. Платон полагал, что существует идеальный мир, в котором распо­ложены души или идеи вещей, т. е. те совершенные образцы, кото­рые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стре­миться быть похожими, соответствовать им. Таким образом, душа становится не только идеей, но и целью реальной вещи. В прин­ципе идея Платона есть общее понятие, слово, которого нет в ре­альной жизни и, отображением которого являются все вещи, вхо­дящие в это понятие, означаемые данным словом. Так, не сущест­вует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей пред­ставляет собой определенную вариацию понятия «человек».

Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важной для Платона была связь души с этикой, так как он считал, что ду­ша человека отличается от души животного тем, что является не только источником активности, но и хранительницей его разума и нравственности. Таким образом, впервые в психологии появилась идея о качественном (а не только количественном) отличии души человека от души других живых существ. При этом, вслед за Сокра­том, Платон утверждал, что это отличие в содержании души связа­но с существованием в ней этических категорий, которые человек постигает разумом.

Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против теории детерминизма Демокрита, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. По Плато­ну, разум не только позволяет понять, где добро и где зло, но и помогает выстраивать поведение в соответствии с этим знанием. Этим человек отличается от животного, поведение которого побу­ждается страстями, не осмысливается и потому непроизвольно и несвободно. Так в психологии появилась важная мысль о том, что свобода человека, возможность произвольного поведения связаны с необходимостью осмысления этого поведения, его причин, т. е.

разум и является основой, гарантией этой свободы.







Сейчас читают про: