Произведение, в котором он касается вопросов психологии, является трактат «О душе». Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле. Душа выполняет деятельностную, организующую функцию по отношению к телу, не может без него существовать, так же как существование самого организма невозможно без формы или души. Душа и тело неразрывно связаны, «души от тела отделить нельзя».
Его концепция души наиболее полная и самобытная, но и противоречивая в психологии. Аристотель выделяет три вида души.
Уровни души | Виды души | Функции души |
III | Разумная | I+II+мышление (2+4)+1 (7) |
+ | ||
II | Животная | Стремление (чувства), движение, ощущения, память (2)+4) (6) |
I | Растительная | + |
Размножение, питание (2) |
Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые были ей присущи. У растительной души их 2, у животной -6, у разумной 7. Т.о. в психологии впервые появилась идея генезиса, развития психики при переходе от одной формы жизни к другой –от растительной к животному миру и человеку.
|
|
Рассматривая связь между видами и способностями души, Аристотель подчеркивал, что невозможно ощущать, двигаться, не обладая материальной оболочкой. Отсюда вывод, что и растительная и животная души смертны, так как они появляются и умирают вместе с телом. Исходя из таких рассуждений, Аристотель, должен был прийти к идее смертности разумной души, т.е. все знание, которое есть в душе, формируется только в процессе жизни человека, умирает вместе с ним. Но, если бы люди не могли передавать друг другу знания, им пришлось бы изобретать, открывать заново уже открытые законы. При этом человек не только не смог бы придумать что-то существенно новое, но просто не смог бы жить в сложном мире. Так Аристотель пришел к идее о том, что человек не только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем в своей душе. Однако вставал вопрос о том, каким же образом знания, открытые другими, становятся достоянием человека? Платон и Сократ ответили на этот вопрос, предполагая, что знания находятся в душе человека от рождения, а обучение способствует их актуализации. Эту же точку зрения разделял Аристотель, т.к. в то время, он еще не мог объяснить факт интериоризации внешнего по отношению к человеку знания. (Интериоризация – формирование внутреннего сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм сознания). Так Аристотель пришел к выводу о существовании врожденного знания и бессмертии и нематериальности разумной души. Знания истинны уже по своему происхождению как часть бессмертного разума.
В концепции Аристотеля появляется понятие НУС (всеобщий разум). НУС хранилище разумной части души после смерти. При рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную душу, вселяется в тело новорожденного. Таким образом, происходит передача опыта, так как НУС хранит всю культуру накопленную человечеством к моменту рождения ребенка. НУС это не постоянная идея, а вечно меняющаяся: так как каждый человек узнает что то новое, носит его в своей душе. После его смерти разумная часть души вместе с теми знаниями, которые были накоплены, сливается с мировым разумом, изменяя и обогащая его. Следующему поколению передается разумная душа уже с другим содержанием.
|
|
Т.о.:
1. душа как часть вселенского разума изменчива;
2.человек способен не только к репродуктивному, но и творческому мышлению.