Отличие гуманистической психологии от фрейдизма и психоанализа

Впервые термин гуманистическая психология был использован Олпортом в 30-е годы. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы усилиями Мэя, Маслоу, Роджерса и др. Это был ответ на «негуманные» аспекты господствовавших в США бихевиоризма и психоанализа. Традиционным направлениям психологии также ставилось в упрек их неспособность предложить достойного видения итории и перспектив человека. Маслоу, Местакес и Роджерс началив 1957 г. проводить регулярные семинары по гуманистически подходу, а весной 1961 г. возник «Журнал гуманистической психологии» и Американская ассоциация за гуманистическую психологию, начали проводиться международные конференции.

Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциональной философии, гуманистическая психология критиковала и отвергала следующие положения психоанализа и бихевиоризма

1. Элементаристский, нецелостный подход в понимании личности. Гуманистическая психология призывала не раскладывать человека на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), а изучать целостно, приэтом больше внимания уделяя индивидуальным особенностям каждой личности.

2. Лишение личности ее важнейших характеристик. Гуманисты подчеркивали, что традиционные школы лишают личность важнейших для нее характеристик: свободы волеизъявления и возможности принимать решение и функционировать в мире самостоятельно, изнутри иопираясь на себя, а не под воздействием каких-либо внешних факторов будь то инстинкты, раздражители или бессознательные стремления и предписанные роли.

3. Функционирование личности по типу гомеостаза. Гуманистическая психология отвергала идеи психоанализа и бихевиористов о стремлении человека к гомеостазу и уравновешенности и видит его жизненные цели в самореализации, в решении проблем ценностей и смыслов человеческого бытия, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение познавательных способностей. Гуманистическая психология в первую очередь ставила перед собой задачу изучения не познавательных способностей в традиционном их понимании, чем, собственно, и занимались психоаналитическая и бихевиористская школы, а стремилась к исследованию таких общечеловеческих качеств, как способность к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Ориентация на психическое нездоровье. Гуманисты выступали с резкой критикой психоанализа по вопросу построения своей теории на результатах работы с психически нездоровыми людьми и как следствие, видение личности как изначально имеющей патологию. Они призывали к тому, что предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: