Религиозно-философские взгляды Вл. Соловьева и Л. Лопатина

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) является видным философом и научным деятелем. Долгое время, оставаясь профессором Московского университета, он проповедовал идеи, которые впоследствии оказали серьезное влияние на взгляды Лона тина, Лосского, Бердяева, Булгакова. Основные мысли, выдвигаемые Соловьевым, таковы.

1. Центральное место в психологии должны занимать проблемы человеческой воли и формирование личности.

2. Неприветствие естествознания и используемых им методов, ориентация на религиозные основы формирования научных концепций, причем не только в психологии. Это явилось выражением общей тенденции в развитии науки конца XIX в., для которой был характерен отход от естественнонаучного метода, в пользу религиозной и признание несостоятельности науки в единоличном развитии без опоры на религию.

3. Эмпиризм и рационализм как единственные методы в психологии не могут дать истинной картины о природе и особенностях человека, а должны опираться на другие источники, в частности на веру.

4. Человек имеет среднее место между вечным и истинным миром и преходящим и неточным миром вещей. То есть человек — не божественное существо, но и не полностью материальная субстанция.

5. Развитие личности понимается с точки зрения ее нравствен­ного становления, которое должно осуществляться усилием воли.

Идеи Соловьева относительно природы человека стали ос­новой для нового формирования подхода в психологии, кото­рый был популярен в период конца XIX — начала XX в. и со­держал в себе религиозно-философские позиции во взглядах на развитие человека. Этот подход развивался в трудах учени­ка и соратника Вл. Соловьева Льва Михайловича Лопатина (1855—1920), также являвшегося профессором Московского университета. Его идеи, теория, основанная на взглядах Вл. Соловьева, ставила следующие основные проблемы изуче­ния человека.

1. Человеческое «Я» наделяется качеством духовности и ак­тивности.

2. Явления в мире имеют тесную взаимосвязь и обусловлен­ность друг другом, и, исходя из этого, познание может строиться на изучении какого-либо одного явления, что в результате при­водит к познанию других явлений.

3. Психология является больше философской, нежели есте­ственнонаучной дисциплиной, поэтому методы физиологии и эксперимента не могут быть для нее единственно верными.

4. Стремления и желания человека имеют внутреннюю при­роду, а внешними являются препятствия, которые мешают дос­тижению какого-либо желания и стремления.

5. Развитие нравственности тесно связано со свободой воли, так как истинная свобода есть не отсутствие или отрицание мо­тива, но выбор этого мотива самим человеком, а не влияющими на него внешними факторами.

6. Из понятия свободы воли вытекает понятие творчества, которое пронизывает всю духовную жизнь индивида, так как нравственность есть высшее проявление сознательного лично­го творчества.

«Волюнтаристская психология» Н. Лосского и С. Л. Франка.

Н. О. Лосский (1870—1965) являлся профессором Петербургс­кого университета и принимал идеи религиозно-философского подхода Вл. Соловьева. На основе этого подхода Лосский сфор­мулировал концепцию, названную «волюнтаристской психоло­гией», в которой выдвигал следуюшее. 1.Разделение психических состояний на данные человеку (ощущения, восприятия, чувства) и вносимые им (акты, стремления, чувствования).

2. Психология понимается как эмпирическая наука, главным методом которой является наблюдение.

3. Воля определяется как творческая энергия личности, так как всегда создает какое-то новое явление.

4. Человек не зависим от законов природы, и его поведение осуществляется по его духовным законам и в соответствии с его потребностями и желаниями.

Таким образом, принципиально важным в теории Лосского является именно понимание человека как обладателя свободы воли, стоящего над природными инстинктами.

С. Л. Франк (1877—1950) был последователем идей Лосского. Он выступил со статьей «Задачи философской психологии» (1916), в которой предметом философской психологии предлагалась проблема души человека в противовес принятому в то время по­ниманию предмета психологии как учения о душевных процес­сах. Франк выдвинул общее учение о природе душевной жизни и об отношении этой области к другим областям бытия. Идея такой психологии возникла в противовес «психологии без души» Титченера и Брентано. Выдвигаемое Франком понима­ние предмета психологии было обусловлено его мнением о том, что душа существует, и она познаваема научными методами. От­сюда вытекает и понимание сути психологии как философской, а не естественнонаучной дисциплины, что созвучно идеям Со­ловьева, Лопатина, Лосского. Учение Франка о душе содержит следующие идеи.

1. Разведение понятий «душевная жизнь», «душа» и «сознание».

2. Душевная жизнь, имея хаотичную, смутную и не всегда осознаваемую природу, является главным содержанием души и в случае патологии заполняет собой все сознание человека.

3. Предметом психологии как науки о душе является изуче­ние именно бессознательной душевной жизни.

4. Душа имеет три уровня:

— низший уровень, на котором сосредоточены все чувства и эмоции, и именно здесь сосредоточена смутная душевная жизнь;

— средний слой, включающий предметные знания и само­сознание и отделяющий низший душевный слой от высшего;

— высший слой, или центр души, определяемый как духов­ная жизнь.

Такое понимание души сходно с фрейдовскими уровнями пси­хики — бессознательным, предсознанием и сознанием. Однако Франк связывает русскую душу и русскую науку именно с христианскими ценностями. Отсюда — понимание развития отечественной психологии и философии по христианскому и интуитивному путям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: