Важным этапом развития отечественной психологии в начале XX в. является возникновение и развитие педологии, определяемой как науки о целостном развитии ребенка. Выготский, являясь одним из отцов-основателей этого движения в России, выделял два существенных признака педологии как самостоятельной научной дисциплины — целостность и развитие (понимаемые как единый процесс). Эти признаки выделяются в качестве ведущих многими педологами 20—30-х гг. (Блонский, Крупский). Центральным выступает понятие целостности (развитие социальное, психологическое и физиологическое). Педология выдвигала следующие научные идеи.
1. Центральными категориями этой дисциплины являются развитие, рост, конституция, среда, возраст и его разные виды.
2. Выдвижение следующих законов и принципов психического развития:
— закон специфичности детства;
— принцип конвергенции внутренних данных и внешних условий;
— закон динамогенеза, суть которого заключается в том, что всякое влечение имеет свою логику развития;
|
|
— периодичность (ритмизация) развития ребенка, его неравномерность;
— биогенетический закон существования и развития. Судьба педологии в нашей стране очень неоднозначна. Рассмотрим основные этапы развития этой научной дисциплины.
На начальном этапе развития педологии реальное участие педолога в организации учебно-воспитательного процесса чаще всего выражалось в работе по комплектованию учебных групп и отбору детей во вспомогательные школы. Основным методом выступали тесты, и первая серия тестов для школы в нашей стране была опубликована в 1926 г., но уже к концу 20-х гг. отмечается повальное увлечение ими. С 1928 по 1932 г. выходил журнал «Педология».
Второй этап ведет свое начало от 1928 г., когда решением Первого педологического съезда произошло существенное ограничение по использованию тестовых методик. В процессе развития педологии недостатки в организации педологической службы становились все более очевидными, и в многочисленных публикациях этого времени подчеркивается необходимость усиления психолого-педагогической направленности этой работы. В конце 20-х гг. остро ставится вопрос о специальной подготовке работников педолого-педагогической службы, о четком размержевании функций школьного врача и школьного педолога.
На рубеже 20—30-х гг. начинается новый, третий этап в развитии педологической службы в школе, обусловленный целым рядом теоретических и практических предпосылок. Психологизация педологии непосредственно сказывалась на методике изучения ребенка: выдвинутое на передний план наблюдение за развитием учащихся в процессе их обучения и воспитания, изменение отношения к тестам и оценка их роли в педагогическом практике расширяли возможности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
|
|
В 1928 г. вышло в свет первое официальное положение «О проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детства». Главной его целью являлась дифференциация врачебно-педологической и педолого-педагогичесой службы. Однако оно оказалось малодейственным, так как часть педолого-педагогических учреждений по-прежнему находилась в системе здравоохранения. В следующем постановлении было описано новое понимание школьной педологической службы и выдвинуты ее основные направления:
1) изучение учащихся в школе в целях поднятия качества образовательной и воспитательной работы;
2) работа с трудными детьми;
3) работа по ознакомлению педологов и родителей с основами педологии;
4) профориентационная работа.
Однако педологию ждала горькая судьба: постановлением ЦК ВКП(б) от 04.07.36 г., получившем название «О педологических извращениях в системе наркомпросов», наука педология была запрещена. Основной причиной такого поворота в развитии педологии явилась в первую очередь изменившаяся социально-политическая обстановка в СССР, а именно: начало сталинской эпохи в истории нашей страны. В условиях такой социальной обстановки задача развития свободной личности, которую ставила перед собой педология, переставала быть актуальной. Эта эпоха выдвигала принципы жесткой иерархии и подчиненности в обществе и, как следствие, в школе. К тому же жесткую критику вызывала и сама наука педология: критиковалось отсутствие квалифицированных специалистов-педологов, механистичность в подходе, отсутствие четкого и ясного предмета, слишком сильная ориентация на тесты, подчас приводящая к внесению в разряд слабоумных детей с педагогической запущенностью или задержкой психического развития.
Несмотря на всю ту справедливую критику, которая обрушилась на педологию, эта наука имела и свои достоинства и положительные стороны, важнейшей из которых было построение научной деятельности на четырех важных принципах:
1) отказ от изучения ребенка по частям, когда что-то выясняет физиология, что-то — невропатология и т. п.; цель педологов — синтез разносторонних знаний о ребенке;
2) генетический принцип состоит в том, что ребенок есть существо развивающееся, поэтому понять его можно только в динамике;
3) принятие в расчет социального контекста;
4) практическое применение полученных в педологии знаний для изменения ребенка.