Развитие педологии в СССР

Важным этапом развития отечественной психологии в нача­ле XX в. является возникновение и развитие педологии, определяемой как науки о целостном развитии ребенка. Выготский, являясь одним из отцов-основателей этого движения в России, выделял два существенных признака педологии как самостоятель­ной научной дисциплины — целостность и развитие (понимаемые как единый процесс). Эти признаки выделяются в качестве ведущих многими педологами 20—30-х гг. (Блонский, Крупский). Центральным выступает понятие целостности (развитие соци­альное, психологическое и физиологическое). Педология выдвигала следующие научные идеи.

1. Центральными категориями этой дисциплины являются развитие, рост, конституция, среда, возраст и его разные виды.

2. Выдвижение следующих законов и принципов психичес­кого развития:

— закон специфичности детства;

— принцип конвергенции внутренних данных и внешних условий;

— закон динамогенеза, суть которого заключается в том, что всякое влечение имеет свою логику развития;

— периодичность (ритмизация) развития ребенка, его нерав­номерность;

— биогенетический закон существования и развития. Судьба педологии в нашей стране очень неоднозначна. Рас­смотрим основные этапы развития этой научной дисциплины.

На начальном этапе развития педологии реальное участие педолога в организации учебно-воспитательного процесса чаще всего выражалось в работе по комплектованию учебных групп и отбору детей во вспомогательные школы. Основным методом выступали тесты, и первая серия тестов для школы в нашей стране была опуб­ликована в 1926 г., но уже к концу 20-х гг. отмечается повальное ув­лечение ими. С 1928 по 1932 г. выходил журнал «Педология».

Второй этап ведет свое начало от 1928 г., когда решением Пер­вого педологического съезда произошло существенное ограни­чение по использованию тестовых методик. В процессе развития педологии недостатки в организации педологической службы становились все более очевидными, и в многочисленных публикациях этого времени подчеркивается необходимость усиления психолого-педагогической направленности этой работы. В конце 20-х гг. остро ставится вопрос о специальной подготовке работников педолого-педагогической службы, о четком размержевании функций школьного врача и школьного педолога.

На рубеже 20—30-х гг. начинается новый, третий этап в разви­тии педологической службы в школе, обусловленный целым рядом теоретических и практических предпосылок. Психологизация педологии непосредственно сказывалась на методике изучения ребенка: выдвинутое на передний план наблюдение за развитием учащихся в процессе их обучения и воспитания, изменение отношения к тестам и оценка их роли в педагогическом практике расширяли возможности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

В 1928 г. вышло в свет первое официальное положение «О проведении массовой практической работы по всесторонне­му изучению детства». Главной его целью являлась дифференциа­ция врачебно-педологической и педолого-педагогичесой служ­бы. Однако оно оказалось малодейственным, так как часть педолого-педагогических учреждений по-прежнему находилась в системе здравоохранения. В следующем постановлении было описано новое понимание школьной педологической службы и выдвинуты ее основные направления:

1) изучение учащихся в школе в целях поднятия качества об­разовательной и воспитательной работы;

2) работа с трудными детьми;

3) работа по ознакомлению педологов и родителей с основа­ми педологии;

4) профориентационная работа.

Однако педологию ждала горькая судьба: постановлением ЦК ВКП(б) от 04.07.36 г., получившем название «О педологичес­ких извращениях в системе наркомпросов», наука педология была запрещена. Основной причиной такого поворота в развитии педо­логии явилась в первую очередь изменившаяся социально-поли­тическая обстановка в СССР, а именно: начало сталинской эпохи в истории нашей страны. В условиях такой социальной обстанов­ки задача развития свободной личности, которую ставила перед собой педология, переставала быть актуальной. Эта эпоха выдви­гала принципы жесткой иерархии и подчиненности в обществе и, как следствие, в школе. К тому же жесткую критику вызывала и сама наука педология: критиковалось отсутствие квалифициро­ванных специалистов-педологов, механистичность в подходе, от­сутствие четкого и ясного предмета, слишком сильная ориентация на тесты, подчас приводящая к внесению в разряд слабоумных детей с педагогической запущенностью или задержкой психическо­го развития.

Несмотря на всю ту справедливую критику, которая обрушилась на педологию, эта наука имела и свои достоинства и положительные стороны, важнейшей из которых было построение научной деятельности на четырех важных принципах:

1) отказ от изучения ребенка по частям, когда что-то выяс­няет физиология, что-то — невропатология и т. п.; цель педологов — синтез разносторонних знаний о ребенке;

2) генетический принцип состоит в том, что ребенок есть существо развивающееся, поэтому понять его можно только в динамике;

3) принятие в расчет социального контекста;

4) практическое применение полученных в педологии знаний для изменения ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: