Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

Деятельностный подход являлся одним из фундаментальных в отечественной психологии советского периода. В рамках этого подхода разрабатывались: теория личности, понимание предме­тов и задач психологии как науки, педагогические концепции. Суть деятельностного подхода выражается в выдвижении фунда­ментального постулата о единстве сознания и деятельности. Од­нако в данном случае деятельность рассматривалась с марксист­ской точки зрения, проповедующей труд как основную форму взаимоотношения человека со средой. Принципы деятельност­ного подхода активно разрабатывались в трудах таких советских ученых, как С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Рассмотрим ос­новные положения их учений.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960), долгое время заведовавший кафедрой психологии Ленинградского педагоги­ческого института им. Герцена, разрабатывал принципы дея­тельностного подхода. В статье «Принцип творческой самодея­тельности» Рубинштейном анализируются такие наиболее суще­ственные особенности деятельности, как:

1) субъектность, т. е. то, что деятельность всегда осуществля­ется субъектом, точнее — субъектами;

2) содержательность, реальность, предметность, т. е. то, что деятельность не бывает символической и фиктивной;

3) неразрывная связь с творчеством;

4) связь деятельности с самостоятельностью. Рубинштейн выдвигает следующие идеи относительно приро­ды человека, отражающие суть деятельностного подхода.

1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.

2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители.

3. С другой стороны, осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Таким разом, сознательное действие — это не действие, которое сопровождается сознанием.

4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которая отличается от реакции иным отношением к объекту.

5. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение.

6. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого, проявляется через сознание.

7. Через деятельность субъекта его психика становится познаваема для других. Для познания психики нужно исходить принципа единства внутренних и внешних появлений.

8. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.

9. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.

С. Л. Рубинштейн оставил большое наследие для науки, насчитывающее несколько фундаментальных работ по обобщению и систематизации всех отечественных идей в области психологии. Так, в книге «Основы психологии» (1935) на основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейн впервые изложил и систематизировал, обобщил между собой различные психологические данные, направления и проблемы. Во второй работе «Основы общей психологии», являющейся одной из фундаментальных и важнейших его трудов, — были сведены воедино почти все теоретические и эмпирические достижения советской психологии 30-х гг. В этой работе Рубинштейн рассматривает психику, сознание и личность в контексте их развития.

Все научные исследования и работы Рубинштейна отличаются последовательностью изложения истории и методологии психологии, объединением их в целостную теоретическую и историческую систему.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) в своих трудах раз­вивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихо­логическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. А. Н. Леонтьев начинал свою карьеру в Харькове, разрабатывая совместно с группой ученых проблему деятельности в детской психике и изучая такие аспекты ее разви­тия и изменения, как постановка ребенком целей и мотивов своей деятельности. Позже Леонтьев разрабатывал проблемы ге­незиса психики, которые были изложены им в диссертационной работе «Развитие психики» (1946). С 1944 по 1947 г. Леонтьев пи­шет ряд статей, в которых также разрабатывает проблему онтоге­неза психики. Фундаментальным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». В своей теории деятельности Леонтьев выдвигал следующие научные идеи.

1. Деятельность должна быть понята как процесс, осуществ­ляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.

3. Развитие деятельности необходимо приводит к возникно­вению психического отражения реальности в ходе эволюции. То есть деятельность порождает психическую жизнь.

4. Деятельность есть процесс, который переводит отражае­мое в отражение, т. е. внешнее во внутреннее.

5. На уровне поведения человека психическое отражение также выражается и в продуктах деятельности. Таким обра­зом, деятельность помимо объективного отражения реальнос­ти переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (т. е. нематериаль­ной). Язык является формой отражения образа в индивидуаль­ном сознании.

6. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:

— элементарная сенсорная психика;

— перцептивная психика (т. е. формирование образа);

— стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адапта­ции организма в среде).

7. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятель­ность. (Это положение было положено в основу созданной Д. Б. Элькониным периодизации психического развития ребенка.)

8. Деятельность осуществляется субъектом, соответственно предполагает раскрытие понятия личности как продукта всех от­ношений человека к миру, и эти отношения осуществляются че­рез совокупность всех деятельностей человека.

9. Всю совокупность человеческого опыта можно разделить на три вида: индивидуальный, видовой и социальный, которые на­личествуют у каждого человека.

Идеи А. Н. Леонтьева оказали сильнейшее влияние на разви­тие большинства отраслей отечественной психологии — соци­альной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии, эргономики. Более того, идеи Леонтьева поло­жили начало развитию этих отраслей психологии в СССР. Как и С. Л. Рубинштейн, Леонтьев является одним из основателей отечественной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: