Деятельностный подход являлся одним из фундаментальных в отечественной психологии советского периода. В рамках этого подхода разрабатывались: теория личности, понимание предметов и задач психологии как науки, педагогические концепции. Суть деятельностного подхода выражается в выдвижении фундаментального постулата о единстве сознания и деятельности. Однако в данном случае деятельность рассматривалась с марксистской точки зрения, проповедующей труд как основную форму взаимоотношения человека со средой. Принципы деятельностного подхода активно разрабатывались в трудах таких советских ученых, как С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Рассмотрим основные положения их учений.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960), долгое время заведовавший кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, разрабатывал принципы деятельностного подхода. В статье «Принцип творческой самодеятельности» Рубинштейном анализируются такие наиболее существенные особенности деятельности, как:
|
|
1) субъектность, т. е. то, что деятельность всегда осуществляется субъектом, точнее — субъектами;
2) содержательность, реальность, предметность, т. е. то, что деятельность не бывает символической и фиктивной;
3) неразрывная связь с творчеством;
4) связь деятельности с самостоятельностью. Рубинштейн выдвигает следующие идеи относительно природы человека, отражающие суть деятельностного подхода.
1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.
2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители.
3. С другой стороны, осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Таким разом, сознательное действие — это не действие, которое сопровождается сознанием.
4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которая отличается от реакции иным отношением к объекту.
5. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение.
6. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого, проявляется через сознание.
7. Через деятельность субъекта его психика становится познаваема для других. Для познания психики нужно исходить принципа единства внутренних и внешних появлений.
|
|
8. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.
9. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.
С. Л. Рубинштейн оставил большое наследие для науки, насчитывающее несколько фундаментальных работ по обобщению и систематизации всех отечественных идей в области психологии. Так, в книге «Основы психологии» (1935) на основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейн впервые изложил и систематизировал, обобщил между собой различные психологические данные, направления и проблемы. Во второй работе «Основы общей психологии», являющейся одной из фундаментальных и важнейших его трудов, — были сведены воедино почти все теоретические и эмпирические достижения советской психологии 30-х гг. В этой работе Рубинштейн рассматривает психику, сознание и личность в контексте их развития.
Все научные исследования и работы Рубинштейна отличаются последовательностью изложения истории и методологии психологии, объединением их в целостную теоретическую и историческую систему.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. А. Н. Леонтьев начинал свою карьеру в Харькове, разрабатывая совместно с группой ученых проблему деятельности в детской психике и изучая такие аспекты ее развития и изменения, как постановка ребенком целей и мотивов своей деятельности. Позже Леонтьев разрабатывал проблемы генезиса психики, которые были изложены им в диссертационной работе «Развитие психики» (1946). С 1944 по 1947 г. Леонтьев пишет ряд статей, в которых также разрабатывает проблему онтогенеза психики. Фундаментальным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». В своей теории деятельности Леонтьев выдвигал следующие научные идеи.
1. Деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.
2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.
3. Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции. То есть деятельность порождает психическую жизнь.
4. Деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в отражение, т. е. внешнее во внутреннее.
5. На уровне поведения человека психическое отражение также выражается и в продуктах деятельности. Таким образом, деятельность помимо объективного отражения реальности переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (т. е. нематериальной). Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.
6. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:
— элементарная сенсорная психика;
— перцептивная психика (т. е. формирование образа);
— стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).
7. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность. (Это положение было положено в основу созданной Д. Б. Элькониным периодизации психического развития ребенка.)
8. Деятельность осуществляется субъектом, соответственно предполагает раскрытие понятия личности как продукта всех отношений человека к миру, и эти отношения осуществляются через совокупность всех деятельностей человека.
|
|
9. Всю совокупность человеческого опыта можно разделить на три вида: индивидуальный, видовой и социальный, которые наличествуют у каждого человека.
Идеи А. Н. Леонтьева оказали сильнейшее влияние на развитие большинства отраслей отечественной психологии — социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии, эргономики. Более того, идеи Леонтьева положили начало развитию этих отраслей психологии в СССР. Как и С. Л. Рубинштейн, Леонтьев является одним из основателей отечественной психологии.