Понятие и классификация организаций (предприятий)

Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осуществляя свою миссию, организация добивается определенной цели – выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию или оказывает услуги, использует различные технологии, несет ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

То есть под организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.

Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия, поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и услуги.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия – это обособленные экономические структуры.

В силу своей обособленности предприятия самостоятельны:

- в производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг и сколько производить);

- в коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распределять);

- в распределении производственного продукта (сколько должно пойти на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Предприятие является производственной единицей (завод, фабрика, предприятие торговли, транспорта, связи) и имеет собственное название, фирменный знак, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом.

Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования. Следовательно, все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам.

Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.

Согласно Гражданскому кодексу (ст. 50) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и учреждения.

Все субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности. Выделяют предприятия, действующие в сфере материального и нематериального производства. К сфере материального производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия нематериального производства создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и т.д.).

По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия: промышленности (металлургические; химические, текстильные и т.д.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.); транспорта, связи, строительства.

По виду и характеру деятельности различают предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, текстильные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.).

По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.

Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 100 занятых), средние (от 101 до 500) и крупные (свыше 500 занятых).

При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели:

1) численность работающих;

2) стоимость выпущенной продукции;

3) стоимость основных производственных фондов.

Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики.

К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек.

По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды:

1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;

2) коллективное предприятие.

По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

Вопросы для самопроверки

I. Определите понятие «национальное хозяйство». Каковы его основные характеристики?

2. Что понимается под экономической структурой националь­ного хозяйства? Каковы основные причины, влияющие на ее изменение?

3. Назовите признаки отрасли.

4. Назовите основные характерные черты предпринимательства.

5. Дайте определение предпринимательства

6. Назовите основные виды предпринимательской деятель­ности и их особенности.

7. В чем состоят основные особенности индивидуального предпринимательства?

8. Назовите основные признаки организации.

9. По каким признакам классифицируются предприятия.

10. Какие предприятия относятся к коммерческим

11. Какая организация считается юридическим лицом.

12. Назовите преимущества малых предприятий





Подборка статей по вашей теме: