Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осуществляя свою миссию, организация добивается определенной цели – выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию или оказывает услуги, использует различные технологии, несет ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
То есть под организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия, поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и услуги.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятия – это обособленные экономические структуры.
В силу своей обособленности предприятия самостоятельны:
- в производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг и сколько производить);
- в коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распределять);
- в распределении производственного продукта (сколько должно пойти на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).
Предприятие является производственной единицей (завод, фабрика, предприятие торговли, транспорта, связи) и имеет собственное название, фирменный знак, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом.
Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.
Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования. Следовательно, все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам.
Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.
Согласно Гражданскому кодексу (ст. 50) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и учреждения.
Все субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности. Выделяют предприятия, действующие в сфере материального и нематериального производства. К сфере материального производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия нематериального производства создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и т.д.).
По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия: промышленности (металлургические; химические, текстильные и т.д.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.); транспорта, связи, строительства.
По виду и характеру деятельности различают предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, текстильные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.).
По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.
Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 100 занятых), средние (от 101 до 500) и крупные (свыше 500 занятых).
При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели:
2) стоимость выпущенной продукции;
3) стоимость основных производственных фондов.
Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики.
К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек.
По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды:
1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;
По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.
I. Определите понятие «национальное хозяйство». Каковы его основные характеристики?
2. Что понимается под экономической структурой национального хозяйства? Каковы основные причины, влияющие на ее изменение?
3. Назовите признаки отрасли.
4. Назовите основные характерные черты предпринимательства.
5. Дайте определение предпринимательства
6. Назовите основные виды предпринимательской деятельности и их особенности.
7. В чем состоят основные особенности индивидуального предпринимательства?
8. Назовите основные признаки организации.
9. По каким признакам классифицируются предприятия.
10. Какие предприятия относятся к коммерческим
11. Какая организация считается юридическим лицом.
12. Назовите преимущества малых предприятий