Понятие, формы и виды некоммерческих организаций

Лекция №1. Некоммерческие организации. Общие положения.

План:

1. Понятие, формы и виды некоммерческих организаций

2. Правовое положение некоммерческой организации

3. Филиалы и представительства некоммерческих организаций

4. Создание некоммерческой организации

5. Реорганизация некоммерческих организаций

6.Ликвидация некоммерческих организаций

В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 года законодательно закреплялась следующая классификация юри­дических лиц (ст. 24 ГК РСФСР):

- государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и са­мостоятельный баланс;

- учреждения и иные государственные организации, состоя­щие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правом распоряжения кредитами;

- государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие и самостоятельную смету, и самостоя­тельный баланс (к таким организациям, в частности, относи­лись научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, действовавшие в соответствии с Общим положением о научно-исследователь­ских, конструкторских, проектно-конструкторских и техноло­гических организациях, утвержденного Государственным коми­тетом по науке и технике СССР в 1970 году);

- колхозы, межколхозные и другие кооперативные и обще­ственные организации и их объединения, а также в случаях, предусмотренных законодательством, предприятия и учрежде­ния этих организаций и их объединений, имеющие обособлен­ное имущество и самостоятельный баланс;

государственно-колхозные и иные государственно-коопе­ративные организации (например, межхозяйственное предпри­ятие (организация), действовавшее на основании Общего поло­жения о межхозяйственном предприятии (организации) в сель­ском хозяйстве, утвержденном постановлением Совета Мини­стров СССР от 14.04.77 г. № 291).

В связи с развитием рыночных отношений, предоставлением возможности организациям, финансируемым за счет средств из бюджета, самостоятельно зарабатывать деньги, положенный в основу разграничения видов юридических лиц критерий, поте­рял свое юридическое и практическое значение.

Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вступила в силу 08.12.94 г. ГК РФ вслед за Основами гражданского законодательства сохранил деление юридических лиц в зависимости от цели осуществляемой юридическим лицом дея­тельности, на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК. РФ).

В соответствии с вышеуказанной статьей ГК РФ под ком­мерческими организациями понимаются организации, пресле­дующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятель­ности, под некоммерческими — организации, не имеющие из­влечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Также как и ГК РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее Закон) в статье 2 определяет некоммерче­скую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распреде­ляющую полученную прибыль между участниками.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граж­дан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения ду­ховных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как видно, Закон дает неисчерпывающий перечень целей дея­тельности некоммерческих организаций, предлагая учредителям некоммерческих организаций самим определить данную цель путем указания ее в учредительных документах.

ГК РФ определил, что некоммерческие организации могут создаваться в форме:

-потребительского кооператива;

-общественных организаций (объединений);

-религиозных организаций (объединений);

-финансируемых собственником учреждений;

-благотворительных и. иных фондов;

Однако данный перечень нe является исчерпывающим. Иные же формы некоммерческих организаций могут быть предусмот­рены только федеральными законами.

В зависимости от различных критериев, положенных в осно­ву классификации, некоммерческие организации могут подраз­деляться на следующие виды:

По характеру прав участников в отношении юридического лица некоммерческие организации подразделяются на:

а) организации, в отношении которых их учредители имеют
право собственности или иное вещное право;

б) организации, в отношении которых их участники имеют
обязательственные права. К таким организациям относятся потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, товарищества собственников жилья.

в) организации, в отношении которых их учредители (участники, члены) не имеют имущественных прав. К таким организациям относятся автономные некоммерческие организации, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц, торгово-промышленные палаты, коллегии адвокатов.

По объему вещных прав можно различать:

а) организации, обладающие правом оперативного управления на имущество: финансируемые собственником учреждения;

б) организации, обладающие правом собственности на имущество: все другие некоммерческие организации.

жилья, коллегии адвокатов, торгово-промышлен­ные палаты;

По составу учредительных документов различаются:

а) некоммерческие организации, действующие на основании учредительного договора и устава. К таким организациям отно­сятся объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

6) организации, действующие только на основании устава — все другие некоммерческие организации.

2. Правовое положение некоммерческих организаций определяется:

Гражданским кодексом Российской Федерации, который определяет основные положения создания, деятельности, реорганизации и ликвидации юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях», который, согласно ст. 1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирова­нии и использования имущества некоммерческих организаций.

Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон «О некоммерческих организациях» занимает как бы промежу­точное положение между Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными законами, регулирующими отдель­ные виды некоммерческих организаций. Этим определяются его особенности, связанные с тем, что:

во-первых, нормы, содержащиеся в данном Законе, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ);

во-вторых, данный Закон является общим по сравнению со специальными законами, регулирующими правовой статус не­коммерческих организаций отдельных видов, а, следовательно, он применяется только в части, не противоречащей специаль­ному закону и только субсидиарно (дополнительно) к специ­альному закону.

В настоящее время, впредь до издания специальных законов, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» является основным законом, определяющим правовое положение таких некоммерческих организаций как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, фонды, объедине­ния юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Федеральным законом «О сельскохозяйственной коопера­ции», определяющим правовое положение сельскохозяйствен­ных потребительских кооперативов.

В зависимости от вида деятельности, в соответствии с этим законом (ст. 4), сельскохозяйственные потребительские коопе­ративы могут быть следующих видов:

перерабатывающие;

сбытовые (торговые);

обслуживающие;

снабженческие;

садоводческие;

огороднические;

животноводческие.

Федеральным законом «Об общественных объединениях», который, в соответствии со ст. 2, распространяет свое действие на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также ком­мерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов и ассоциаций.

Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», регулирующим обществен­ные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональ­ных союзов, их объединений (ассоциаций)', первичных профсо­юзных организаций (ст. 1 Закона).

Сфера действия данного закона определена ст. 4, согласно которой его действие распространяется на все профессиональ­ные организации, находящиеся на территории Российской Фе­дерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международ­ными договорами Российской Федерации.

Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В соответствии с данным законом торгово-промышленная палата определяется как негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей, имеющая целью содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в ми­ровую хозяйственную систему, формирование современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры.

Федеральным законом «О товариществах собственников жи­лья»', в соответствии с которым определяется правовой статус, по­рядок создания, ликвидации и реорганизации товариществ собст­венников жилья — некоммерческих организаций, формы объеди­нения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиу­ме, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Кроме того, правовое положение некоммерческих органи­заций регулируется целым рядом законодательных актов, опре­деляющих особенности некоммерческих организаций в зависи­мости от вида осуществляемой деятельности. К таким законам, например, относятся:

-Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»;

-Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

-Федеральный закон «О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании»;

-Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

-Федеральный закон «О библиотечном деле»;

-Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Фе­дерации и музеях в Российской Федерации»;

Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
Вместе с тем, данный перечень не является исчерпывающим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: