Простые посредники, или брокеры — это «истинные» посредники, которые содействуют реализации товара и заключают сделки купли-продажи от имени и за счет принципала. Брокер не становится ни собственником, ни владельцем товара. В юридическом смысле он не несет за товар никакой ответственности, если иное не устанавливается таможней, как это бывает в случае, если брокер является контрактодержателем. Брокер имеет право продавать товар на условиях кредита. За свои услуги он получает вознаграждение.
Многие товары, такие, как продукция сельского хозяйства, сырье, продаются на товарных биржах почти исключительно при посредничестве брокеров. Сотрудничество с такого рода посредниками предусматривает заключение соглашений и обязательств по изучению рынка, предоставлению информации о возможных закупках, международных торгах, организации рекламы и т.д.
Поверенные агенты по продаже или покупке, которые на основе договора поручения, подписанного с продавцом или покупателем (доверителем) о т имени и за счет доверителя, совершают сделки купли-продажи. В договоре-поручении обычно предусматриваются полномочия и обязательства поверенного по коммерческим и техническим условиям сделки. Выполнение сделки осуществляется доверителем, который выплачивает поверенному вознаграждение в согласованных между ними размерах.
Комиссионеры являются особого рода агентами, которые, с одной стороны, представляют интересы принципала, а с другой — выступают продавцами или покупателями от собственного имени.
На основании договора комиссии они получают право подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет продавца-комитента.В договор комиссии могут включаться дополнительные обязательства комиссионеров в пользу комитентов, например, по изучению рынка, по рекламе, сервису и т.д.
Комиссионное вознаграждение комитентам в виде указанного в договоре процента от суммы полученной выручки должно покрывать понесенные комиссионные расходы и обеспечивать комиссионерам получение прибыли.
Перед третьими лицами комиссионеры выступают как продавцы, а заключаемые ими контракты содержат все основные условия:
предмет контракта, цена, срок поставки, условия платежей и т.д. Если комиссионер выступает от имени покупателя, то заключаемое между ними соглашение может считаться договором поручения.
Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю, обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившему за него наиболее высокую цену.
Консигнатор — посредник в исполнении договора комиссии при продаже товаров на условиях консигнации, когда экспортер (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации их на рынке в течение согласованного срока.
По мере реализации товара со склада консигнатора консигнанту производятся платежи. Не проданные к согласованному сроку товары могут быть возвращены поставщику или, с учетом конъюнктуры на рынке, стороны могут внести изменения в условия договора консигнации.
Консигнационная торговля обычно связана с реализацией товаров массового спроса, а также с продажей запасных частей и сменного оборудования для построенных промышленных предприятий и других комплектных объектов.
Фактор работает со специфическим товаром (чаще всего с продукцией сельского хозяйства или сырьем), действует в пользу принципала от своего имени, являясь владельцем продаваемых товаров или документов на право собственности.
Агент дель-кредере — это посредник, принимающий на себя обязательство по возмещению потерь принципала за повышенное вознаграждение. В его роли обычно выступают крупные банки, которые дают продавцу гарантии получения платежей в случае неплатежеспособности покупателя, которому был продан товар, и неполучения выручки от продажи.
Купец, или экспортно-импортный торговец, занимается оптовой торговлей, осуществляет экспортно-импортные операции за свой счет. Будучи посредником, такой торговец может рассматриваться как агент в широком смысле этого слова.
Дистрибьюторы (сбытовые посредники), в отличие от простых посредников, поверенных, комиссионеров и консигнаторов, заключают контракты купли-продажи с продавцами и покупателями от своего имени и за свой счет, как обычные торговые фирмы, занимающиеся перепродажей товаров. Как торговые фирмы они самостоятельно занимаются рекламой, изучением конъюнктуры рынка, предпродажным и послепродажным сервисом, формированием складских запасов товаров.
Дистрибьюторы, как правило, создают свою постоянно действующую сбытовую сеть, несут все риски, связанные с издержками обращения, и действуют совершенно независимо от поставщиков (продавцов), вплоть до установления цен на реализуемые товары.
Экспедитор занимается предоставлением услуг по отправке грузов, принимая его у отправителя и передавая основному перевозчику. Экспедиторы обладают специальными знаниями об особенностях транспортирования и отправки разнообразных грузов морским, воздушным и наземным транспортом, а кроме того, владеют информацией о таможенных правилах и процедурах (тарифах, скидках, оформлении) как у себя в стране, так и за границей, знакомы с требованиями к упаковке и обработке экспортных товаров в зависимости от вида перевозок. К услугам экспедитора прибегают и для выполнения таких необходимых формальностей, как получение сертификата о происхождении товара, консульского счета, коносамента и других. Экспедитор, назначенный покупателем, обязан содействовать проведению таможенной очистки (уплаты таможенных сборов) товара и доставке его по назначению.
Коммивояжеры — это посредники в сбыте товара экспортера за границей. Их задача — продвижение заказов к покупателю путем поддержания контактов с имеющимися клиентами, а также путем демонстрации образцов товаров предполагаемым партнерам или организации показа в местных выставочных центрах
16.Способы торговли сырьевой продукцией. Международные товарные соглашения, биржевая торговля, аукционная торговля, организация оптовых продаж на международном рынке.
Сырьевые товары – понятие обобщающее, оно объединяет минерал.сырье, продукты его обогащения и переработки (черные и цветные металлы), с\х-ное сырье растительного и животного происхождения, хим-кая продукция, кожевенное сырье, каучук, лесопродукты, включая бумагу, текстильные волокна, руды и другие минералы,топливные товары, продовольствие (в развитых странах наблюдается снижение объемов торговли сырьем, т.к.внедрение ресурсосберегающих технологий, в развивающихся – наоборот, т.к.развитие нац-ной обрабатывающей промышленности).
Формы торговли сырьем:
1. м\н товарные соглашения:цель – регулирование и ограничение сферы деят-ти ТНК, замедление спекулятивных и демпинговых процессов.
Виды соглашенией:
1) стабилизационные (воздействие на уровень мировых цен конкретных выдов сырья (нефть, олово, кофе, какао..)2-мя способами: создание стабилизационного запаса «удержания сырья (обязательства крупнейших экспортеров в ограничении поставок сырья); установление квот (ограничение поставки или для всех экспортеров-участиков (общие) или для отдельных из них (индивидуальные)).
2) Административные (анализ ситуации на сырьевых рынках и выработка общих рекомендаций по ее стабилизации (обсуждение этих проблем на раундах)).
3) Товарные соглашения по мерам сырьевого развития (расширение и укрепление экспортного потенциала стран-производителей к-либо вида сырья)
2.М\н биржевая торговля: м\н товарные биржи – постоянное действующие р-ки, где осущ-ся торговля большими массами однородных тов, имеющих устойчивые и четкие кач-ные параметры + до 20% м\н торговых операций с сырьем. Участники: ФЛ или представители нац-ных и зарубежных фирм. Объект – однородные и взаимозаменяемые сырьевые товары и полуфабрикаты массового пр-ва, объединяемые в группы. Предмет торговых операций – типовые К на установленный объем продукции опр-ного кач-ва при согласовании цены и сроков. Задачи – предоставление удобного для торгов места, торгово-эк-кой инф-ции, разработка единых правили и норм.
Виды бирж:
1) м\н товарные биржи – центры обслуживают потребности всего мирового р-ка соответствующего тов.
2) м\н региональные биржи – операции с более узким кругом участников, обслуживают р-ки нескольких стран (Гамбургская биржа кофе)
3) нац-ные биржи – действуют в пределах одного отдельно взятого гос-ва (считаются японские, бразильские биржи).
Центры: США (Чикагская товарная биржа, Нью-йоркская, Среднеамериканская); Великобритания (Лонд.биржа металлов, Лонд.м\н нефтяная биржа)….
3.М\н аукционная торговля – публичные торги по продаже аукционной (предварительно осмотренной пок-лем) продукции гласным или негласным способом с состязательным хар-ром их проведения, в рез-те чего тов переходят в собственность пок-ля, предложившего наивысшую цену.
Организаторы аукционов: акционерные компании-монополисты, союзы или ассоциации продавцов.
Основными предметами торга на международных аукционах являются пушно-меховые товары (в сырье и переработанные), немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукту, цветы, рыба, тропические породы леса, скот (в основном лошади).
4. Организация оптовых продаж: на мир р-ке некоторые особенности имеет продажа драг.камней, в частности алмазов и бриллиантов, к-ая совершается в виде оптовых закупок. Оптовые закупки означают куплю или продажу небольшими партиями с целью дальнейшей перепродажи или профес-го исп-ния алмазов. От оптовиков (прежде всего фирмы США, Яп, Индии, Израиля) алмазы поступают на крупные гранильные предприятия, затем – к оптовикам, торгующим готовыми бриллиантами, от последних – к производителям ювелирных изделий и далее – в розничную торговлю(крупная розничная торговля ведется на р-ках – на тер- рии США, Яп, Герм)
Основным принципом м\н торговли алмазами служит принцип «продаж из единого источника», к-ым явл Центральная сбытовая организация по сбыту необработанных алмазов, организационно оформленная в 1934 г.со штаб-квартирой в Лондоне (контролирует примерно 80% объема поставок на мировой р-к этого сырья).