Распорядители и получатели бюджетных средств

Основным источником средств бюджетных организаций являются ассигнования из бюджетной системы Республики Беларусь. В бюджетную систему включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Республиканский бюджет исполняется по росписи доходов и расходов.

Бюджетная роспись – распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

Распорядители бюджетных средств определяются путем установления им бюджетных назначений.

Бюджетные назначения – это полномочия на использование и распределение определенной суммы бюджетных средств, представленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

Распорядителями бюджетных средств могут быть следующие организации:

1) по республиканскому бюджету – государственные органы, другие государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь или правительству Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

2) по местному бюджету – государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, иная организация, ответственная за реализацию определенных задач и функций государства в соответствии с законодательством.

Основные функции распорядителей бюджетных средств:

1) разрабатывают планы своей деятельности в соответствии с функциями и задачами, определенными законодательством, исходя из необходимости достижения установленных результатов за счет бюджетных средств на основании их эффективного расходования;

2) разрабатывают на основании плана деятельности расчет необходимых ассигнований к проекту бюджета на очередной финансовый год, проект бюджетной сметы и направляют их в Министерство финансов или соответствующий местный финансовый орган;

3) обеспечивают управление бюджетными назначениями и определяют порядок использования предусмотренных им бюджетных назначений;

4) утверждают бюджетные сметы получателей бюджетных средств;

5) осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом излишне полученных бюджетных средств и предоставлением отчетности;

6) ведут реестры расходных обязательств.

Права и обязанности получателей бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств имею право на:

1) использование бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней;

2) своевременное получение информации о бюджетных ассигнованиях.

Получатели бюджетных средств обязаны:

1) своевременно представлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

4) своевременно и в полном объеме вносить проценты (плату) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

5) своевременно представлять бухгалтерскую отчетность и иные сведения об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов;

6) возвращать неиспользованные бюджетные средства в соответствующий бюджет, в том числе в государственный целевой бюджетный фонд;

7) принимать бюджетные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных расчетов, сложившихся на 1 января текущего финансового года;

8) в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств и заключенных договоров (соглашений), принять меры по корректировке указанных договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения.

Исполнение республиканского бюджета осуществляется с использованием системы государственного казначейства. При казначейской системе финансирования оплата обязательств бюджетных организаций осуществляется через счета территориального органа казначейства, минуя текущие счета распорядителей средств, открытые в банке.

Средства из республиканского бюджета перечисляются с Единого казначейского счета Министерства финансов в Национальном банке Республики Беларусь и счетов территориальных органов государственного казначейства в учреждениях ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк». Перечисления производятся согласно предъявленным распорядителями средств платежным поручениям. Все распорядители средств республиканского бюджета должны быть зарегистрированы в соответствующем территориальном органе государственного казначейства.

Казначейская система дает возможность осуществлять предварительный контроль за целевым использованием бюджетных средств каждой организации, получающей финансирование из республиканского бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: