Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Руководство учетом, централизация и децентрализация учета, формы бухгалтерского учета, организация отчетности

В бюджетных организациях ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым поступлениям и иным источникам осуществляется в соответствии с Законом Республики «О бухгалтерском учете и отчетности» и Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств.

Смета расходов по бюджету – основной плановый документ, отражающий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета соответствующего уровня на содержание организации и осуществление централизованных мероприятий на предстоящий год.

Основным локальным документом бюджетной организации по ведению бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей является учетная политика организации.

Методологическое руководство и контроль соблюдения действующего законодательства в области бухгалтерского учета возложены на Совет Министров Республики Беларусь.

Порядок организации бухгалтерского учета, предусматривает:

- мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;

- формы регистров бухгалтерского учета (книги, карточки, ведомости, описи);

- формы мемориальных ордеров – накопительных ведомостей;

- порядок оформления регистров бухгалтерского учета, порядок внесения исправлений и хранения регистров учета и документов, основные требования по порядку проведения инвентаризации имущества, обязательств и составлению отчетности.

При мемориально-ордерной форме учета, поступившие в бухгалтерию документы после их проверки, систематизации по датам регистрируются в накопительных ведомостях - мемориальных ордерах в течение месяца. В конце месяца в ордерах подсчитываются итоги, которые служат основанием для записи в книгу журнал-главная. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера вместе с относящимися к ним документами подбираются в хронологическом порядке и брошюруются.

Руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации в организациях.

При централизации бухгалтерского учета учет осуществляют централизованные бухгалтерии – самостоятельные структурные подразделения, созданные при государственных органах, бюджетных организациях. Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживающих организаций необходимые им сведения об исполнении смет расходов по бюджету, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, средствам целевого назначения и иным источникам получения средств обслуживаемых организаций в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих организаций.

При децентрализации учета организационной формой в бюджетных организациях является самостоятельная бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером.

Бюджетные организации обязаны составлять и представлять годовую и периодическую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь. Бухгалтерская отчетность составляется по установленным формам в определенные сроки на основании данных синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерский учет в организации обеспечивает систематический контроль за исполнением сметы расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью имущества.

План счетов бухгалтерского учета, его структура и содержание

Осуществление финансово-хозяйственной деятельности бюджетными организациями требует применения системы счетов бухгалтерского учета, которая позволит получать все необходимые сведения для составления отчетности.

Бухгалтерский учет исполнения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств осуществляется бюджетными организациями в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 22.04.2010 № 50.

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, определяющий построение всей системы учета бюджетных организаций независимо от их отраслевого уровня.

План счетов позволяет применить во всех бюджетных организациях единообразные методы учета, правильно отражать в учете экономическое содержание финансово-хозяйственных операций, предусмотреть такую группировку счетов, которая дает возможность контролировать деятельность организаций.

По структуре план счетов бюджетных организаций предусматривает:

– полные наименования синтетических счетов и их номера – двузначные от 01 до 41;

– наименования субсчетов и их номера.

В основу группировки счетов положено экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов. В соответствии с этим в Плане счетов выделяются 12 разделов:

1. Основные средства.

2. Материальные запасы.

3. Отдельные предметы в составе оборотных средств.

4. Затраты на производство.

5. Денежные средства.

6. Внутриведомственные расчеты по финансированию.

7. Расчеты.

8. Расходы.

9. Финансирование и займы.

10. Фонды и средства целевого назначения.

11. Реализация.

12. Доходы и финансовые результаты.

В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств. Синтетическим счетам присвоены цифровые двухзначные коды, построенные порядковым способом. Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не используются и являются резервными. Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета подразделяются на субсчета. Код субсчета трехзначный.

В учетной практике бюджетных организаций для записи финансово-хозяйственных операций в текущем учете, последующего обобщения учетных данных и при составлении отчетности пользуются субсчетами.

В Плане счетов бюджетных организаций объединены счета для учета бюджетных смет и счета для учета внебюджетных средств и источников их формирования. Отдельные счета могут применяться для учета как бюджетных, так и внебюджетных средств.

В самостоятельную группу в Плане счетов бюджетных организаций выделены забалансовые счета. Они предназначены для учета хозяйственных средств и расчетов, которые исключены из оборота бюджетной организации и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля. Забалансовые счета имеют двузначные коды. Все забалансовые счета активные, хозяйственные операции на них отражаются без применения двойной записи, т.е. учет ведется по простой системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: