Основные философские идеи марксизма

Сложность и особый интерес к философии К. Маркса определены тем обстоятельством, что существовал и существует марксизм - массовая идеология, сыгравшая огромную роль в Х1Х-ХХ вв. Как и всякая другая, эта идеология вобрала в себя значительные идейные фрагменты философско-мировоззренческого порядка.

Диалектический материализм, по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления является основой марксистской идеологии. Согласно марксизму, материя признается единственной основой существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма считает все предметы и явления мира, находящимися в постоянном движении и развитии и связанными друг и с другом.

Исторический материализм также является частью данной идеологии. Он изучает наиболее общие законы развития человеческого общества. Главным отличием философии марксизма от всех предыдущих учений является распространение материализма на понимание истории общественного развития, выяснение роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

Рассмотрим подробнее суть диалектического материализма. Диалектический материализм изучает соотношение сознания и материи, мышления и бытия, законы, категории, в самой общей форме выражающие универсальные формы бытия и познания.

Диалектический материализм считает, что материя первична, а сознание вторично.

Фундаментальным принципом марксистской теории познания является диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, признания основой процесса познания человеческой практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающей его действительностью в конкретно-исторических условиях и одновременно выступающей в качестве критерия истинности или ложности результатов человеческой деятельности.

Маркс и Энгельс видели человека и природу как две качественно различающиеся системы, однако тесно связанные друг с другом. Человек воздействует на природу, изменяя её, и, в то же время, меняется и развивается сам. Такую предметную материальную деятельность людей создатели марксизма назвали практикой. В широком смысле практика является ключевым понятием в теории познания.

Важнейшая роль в философии, согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, принадлежит всеобщим диалектическим законам развития и категориям.

Ф. Энгельс полагал, что знание универсальных законов имеет определяющее значение в познании природы, общества и мышления, но конкретные формы их проявления возможно изучать только на основе и знании частных законов, т. е. законов, характерных только для отдельных конкретных сфер человеческой деятельности.

Марксистская теория большое внимание уделяет категориям. В общем смысле они отражают универсальные формы бытия и познания.

Исторический материализм занимается изучением всех аспектов общественной жизни. Маркс и Энгельс считают, что в ней действуют социальные законы, которые носят характер универсальности. К ним относятся: закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; определяющей роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям; определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, а также относятся закон разделения общества на классы и классовой борьбе, характерный только для нескольких общественно-экономических формаций.

Назовём особенность исторического материализма. Он рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс. Процесс объективен и закономерен, в точности, как природное явление, влияет на жизнь людей, но отделен от них.

Ознакомимся теперь с фундаментальными идеями исторического материализма. Чтобы существовать, общество должно что-то производить. Соответственно, основой общественной жизни является материальное производство.

В соответствии со взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса, материальное производство это воздействие на природу, целью которого является получение необходимых для жизни материальных благ. Этот процесс невозможен без трудовой деятельности человека.

Одну из центральных позиций в материальном производстве занимают производительные силы общества, а также производственные отношения и, непосредственно, взаимоотношения между ними. Производительные силы марксисты определяют, как те силы, которыми люди воздействуют на природу для получения выгоды.

Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

Нельзя не отметить роль производственных отношений. Согласно марксизму, это отношения, возникающие между людьми в процессе разделения созданных материальных благ. Они включают в себя экономические, политические и многие другие.

Основу в производственных отношениях составляет собственность на основные средства производства. Важно то, является ли она общественной или частной. Именно от этого условия, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная же - для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

Марксизм считает эксплуатацию человека человеком неприемлемой и стремится к её уничтожению.

Производственные отношения зависят от производительных сил, считают основоположники марксистской философии. Эти два параметра могут взаимно тормозить развитие друг друга, а прогресс в одной области невозможен без улучшения качества в другой.

Следующим компонентом исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Маркс и Энгельс выделяют в истории пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Они отличаются формами собственности и производственными отношениями.

Характеризуя общественно-экономические формации, марксизм пользуется следующими понятиями: материальные и идеологические отношения, "базис" и "надстройка". Базис — это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. В ходе развития общества деятельность надстройки увеличивается, и она может оказать влияние и на базис.

Развитие цивилизации происходит в результате смены общественно-экономических формаций. Причем производительные силы улучшаются постепенно, переходя из одной стадии в другую, а производственные отношения-прерывно, каждый раз начиная с нуля.

Также марксизм рассматривает такие вопросы, как изучение социальной структуры общества, социальные революции, происхождение классов, классовая борьба. В области исторического материализма материализм К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают вопросы значения науки в истории человечества, роли народных масс и личности в истории общества, а также этики и эстетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: