Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости.
На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:
- перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств;
- защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация.
В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.
Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса.
|
|
В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.
В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.
Тема № 6. Инвестиционная политика региона
Сущность региональной инвестиционной политики. Субъекты и объекты региональной инвестиционной политики. Инвестиционный паспорт региона. Инвестиционные рейтинги региона. Инвестиционные ресурсы региона. Инвестиционный климат региона. Инвестиционная привлекательность региона. Основные источники инвестиционных вложений в регионе. Критерии эффективности региональной эффективности инвестиционной политики.
|
|
Региональная инвестиционная политика – это совокупность действий экономических агентов по обеспечению условий простого и расширенного воспроизводства капитальных ресурсов в регионе или в государстве в целом. Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации. Характер инвестиционной политики определяется силой государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к числу которых относится налоговая, финансово-кредитная, амортизационная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, а также правовое поле и общий административный уклад..
Базовый состав элементов региональной инвестиционной политики может быть представлен следующим образом:
· и задачи политики;
· основные эффекты, планируемые от ее реализации;
· состав основных сфер и объектов политики;
· принципы взаимодействия государства с другими участниками процесса
· реализации политики.
Существует инвариантный перечень целей и задач региональной инвестиционной политики, детерминированный ее местом в системе, различающейся по функциям, видам региональной политики, общими для всех территорий макроэкономическими условиями, тенденциями и проблемами развития. В качестве основной цели (цели первого уровня) можно выделить обеспечение устойчивого экономического роста и на этой основе - достижение последовательного повышения качества жизни населения.
На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:
1. Формирование прогрессивной структуры и повышение конкурентоспособности экономики региона, ее отдельных отраслей и предприятий.
2. Развитие социальной сферы региона и рост ее вклада в увеличение экономического потенциала региона.
3. Повышение уровня интеграции региона в национальное и мировое экономическое, научное и образовательное пространство.
При их декомпозиции на третьем уровне выделяются следующие ключевые задачи:
1.1. Обеспечение государственной поддержки инвестиционной деятельности отраслей, являющихся «точками» роста экономики региона.
1.2. Содействие формированию и развитию ассоциативных форм бизнеса, основанного на межотраслевых, межрегиональных связях.
1.3. Стимулирование инновационной деятельности предприятий, связанной с освоением наукоемкой продукции, конкурентоспособной на национальном, мировом
рынках.
1.4. Содействие становлению современной инфраструктуры инвестиционного рынка, эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.
1.5. Создание условий для развития системы консалтинговых услуг и информационных коммуникаций.
2.1. Обеспечение финансовой устойчивости социальной сферы.
2.2. Стимулирование инновационных процессов в социальной сфере.
2.3. Содействие процессам интеграции организаций (вузов, НИИ), реализующих креативный потенциал с бизнес- единицами.
3.1. Содействие процессам формирования устойчивых, долговременных кооперационных межрегиональных и внешнеэкономических связей предприятий региона.
3.2. Содействие процессам интеграции в национальное и мировое образовательное и научное пространство организаций, реализующих креативный потенциал.
Другой компонент инвестиционной политики - эффекты, которые намерены получить субъекты инвестиционной политики: государство, частные внешние инвесторы, предприятия и организации. Для региональных органов власти и управления, по мнению автора, наиболее значимы такие эффекты, как рост доли региона в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал; увеличение налоговой базы и на этой основе - доходов регионального и местных бюджетов; повышение уровня доходов и занятости населения; рост конкурентоспособности региональной экономики и ее отдельных отраслей; улучшение состояния окружающей среды. Для частных инвесторов в составе эффектов реализуемой инвестиционной политики следует выделить: снижение инвестиционных рисков; уменьшение трансакционных издержек, связанных с процессами размещения инвестиционных ресурсов; повышение доходности инвестиций. Для предприятий и организаций основными эффектами являются: расширение финансовой базы обновления факторов производства; увеличение функционирующего капитала и повышение его доходности; рост конкурентоспособности продукции и услуг; освоение новых сегментов рынка; снижение трансакционных издержек, связанных с процессами поиска и привлечения инвестиционных ресурсов.
|
|
Следующий компонент инвестиционной политики - основные сферы и объекты ее осуществления. Приоритетными сферами такой политики в современных российских условиях являются: реальный сектор региональной экономики, ее производственная, социальная и рыночная инфраструктура, природоохранная деятельность.
Состав объектов, одновременно привлекательных для бюджетного и частного инвестирования, по мнению автора, может быть определен по следующим критериям: отнесенность предприятий к перспективным отраслям, «точкам роста», реализующим конкурентные преимущества региона;принадлежность реципиентов к группе социально значимых предприятий (в т.ч. градообразующих, бюджетообразующих); идентификация инвестиционных проектов как наукоемких, реализующих новейший технологический уклад и обеспечивающих выход предприятий и организаций на новые сегменты национального и мирового рынков товаров и услуг. Для государства как инвестора значимы будут и другие объекты. Необходимым для него будет финансирование инвестиционных процессов в отраслях, на предприятиях производственной инфраструктуры. Его инвестиционные ресурсы должны также дополнить ограниченные источники самофинансирования унитарных предприятий, играющих ключевую роль в экономике страны и региона и нуждающихся в реструктуризации, качественном обновлении технической базы и технологий. Приоритетными объектами инвестиций для государства будут и организации социальной инфраструктуры, относящиеся к публичному сектору.
|
|