Факторы, определяющие эффективность инвестиционной политики

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на мак­роуровне, можно отнести:

- эффективность проводимой государством экономической и социальной политики;

- инвестиционный риск;совершенство налоговой системы;уровень инфляции;

- политическую и социальную обстановку в стране;

- ставку рефинансирования ЦБ РФ и процентную ставку ком­мерческого кредита;

- инвестиционную привлекательность;

- совершенство нормативной базы в области инвестиционной деятельности…

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на реги­ональном уровне:

- эффективность проводимой экономической и социальной политики;

- инвестиционную привлекательность региона;

- созданные условия для привлечения иностранных инвести­ций;совершенство налоговой системы на региональном уровне;

эффективность проводимой региональной инвестиционной политики…

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации):

- эффективность проводимой предприятием экономической и социальной политики;наличие эффективной инвестиционной политики;качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;

- уровень использования основных производственных фондов и производственных мощностей;

- степень рациональности использования имеющихся ресурсов на предприятии;

- компетентность руководителей предприятия и степень совер­шенства управления предприятием;

- качество и эффективность реализуемых инвестиционных проектов и др.

В зависимости от направленности воздействия на эффектив­ность инвестиций все факторы можно объединить в две группы:

- позитивные, которые положительно влияют на эффектив­ность инвестиций;

- негативные, которые отрицательно влияют на эффективность инвестиций

Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование.

Главной целью финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций, а основными задачами - обеспечение условий для мобилизации финансовых ресурсов в минимально необходимых размерах; оптимальное распределение и рациональное использование финансовых ресурсов; регулирование и стимулирование финансовыми методами социально-экономического развития общества; разработка финансового механизма в соответствии с реалиями рыночной экономики; создание эффективной системы управления финансами.

Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).

Исторические условия оказывают существенное влияние на разработку финансовой политики. Она должна особенности развития общества, международную обстановку, реальные экономичес­кие и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устой­чивости политической системы.

Государство, включая в себя высшие органы власти и управления, является субъектом выработки финансовой политики. Для того, чтобы сформировать финансовую политику государства следует разработать концептуальные основы определения принципов и направлений этой политики, разработать конкретные мероприятия по реализации поставленных задач.

Комплексный подход является важным элементом при разработке финансовой политики. Он предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финан­совой системы, путем их ориентации на выполнение основной задачи определенного этапа развития, а также обеспе­чение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:

· достижение социальной стабильности в обществе;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· поддержка сбалансированности товарных и денежных по­токов;

· достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федера­тивного государства;

· создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

· меры по искоренению финансовых злоупотреблений и кор­рупции.

Элементы государственной финансовой политики
Налоговая политика
Таможенная политика
Денежно-кредитная политика
Инвестиционная политика
Бюджетная политика
Социальная политика
единый комплекс действий государства по установлению совокупности налогов и сборов (налоговой системы) и контролю за их эффективной реализацией в целях обеспечения развития общества
комплекс мер, применяемых государством в целях установления определенного режима таможенного налогообложения для обеспечения экономической безопасности государства
совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на достижение экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение занятости населения
совокупность государственных мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в стране
целенаправленная деятельность государства, связанная с формированием и распределением централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей
важнейшая составная часть государственной внутренней политики, направленная на обеспечение расширенного воспроизводства населения и поддержание стабильности в обществе

Элементы государственной финансовой политики

Важнейшей составной частью финансовой политики явля­ется налоговая политика. Она должна учитывать интересы госу­дарства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц.

С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности будут предприниматься усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Таким образом, содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе (2013-2015гг.) является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:

1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

3) определение параметров развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;

5) создание условий для оказания качественных государственных услуг;

6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

В процессе экономического регулирования государство ши­роко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи - укрепление банковской системы, восстановление до­верия к ней и стимулирование организованных сбережений на­селения.

Банк России в предстоящий трехлетний период (2013-2015гг.) сохранит преемственность реализуе­мых принципов денежно-кредитной полити­ки и планирует к 2015 году завершить пере­ход к режиму таргетирования инфляции.

В рамках данного режима приоритет­ной целью денежно-кредитной политики яв­ляется обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких тем­пов роста цен. Денежно-кредитная полити­ка, направленная на контроль над инфляци­ей, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обе­спечение условий для устойчивого и сбалан­сированного экономического роста и под­держание финансовой стабильности.

Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставать­ся обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным зве­ном передачи сигналов процентной полити­ки в реальный сектор экономики.

Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффек­тивная работа которой, в том числе во вза­имодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым услови­ем повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития вну­треннего финансового рынка.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство мо­нопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах на­прямую зависят от изменения цен на товары и услуги назван­ных отраслей.

Таможенная политика - это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины ока­зывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, по­скольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок им­портных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт то­варов и услуг из страны.

Финансовая политика государства имеет социальную направ­ленность. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим ме­роприятиям:

• безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);

• обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;

• обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание;

• увязке перечисления трансфертов субъектам Российской Федерации с выпол­нением их обязательств по финансированию текущих выплат ра­ботникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцирован­ной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и ок­ладов работников бюджетной сферы;

• сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;

• упорядочению системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на мало­обеспеченные слои населения;

• регулированию вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность.

Согласно исследованиям Всемирного банка текущее состояние инвестиционного климата в России оценивается как не вполне удовлетворительное. Условия для ведения бизнеса в России недостаточно хорошие. По простоте осуществления предпринимательской деятельности страна занимает 120 место.

К стратегическим задачам развития российской экономики относится привлечение иностранного капитала. Иностранные инвестиции обеспечивают доступ к современным технологиям, финансовых ресурсам, инновационным услугам и товарам, управленческим навыкам, а также они способствуют повышению конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, обеспечивает ее стабильный рост и способствует улучшению уровня жизни наших граждан. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание благоприятных условий для максимального увеличения притока средств от иностранных инвесторов.

Под внешнеторговой политикой государства понимается це­ленаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

В 2013 год и в плановом периоде 2014-2015 гг. таможенно-тарифная политика будет осуществляться в принципиально новых политико-экономических условиях с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятия мер таможенно-тарифного регулирования в соответствии с обязательствами в рамках присоединения к ВТО, а также процесса адаптации к новым институциональным условиям развития экономической интеграции на пространстве Евразии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: