К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на макроуровне, можно отнести:
- эффективность проводимой государством экономической и социальной политики;
- инвестиционный риск;совершенство налоговой системы;уровень инфляции;
- политическую и социальную обстановку в стране;
- ставку рефинансирования ЦБ РФ и процентную ставку коммерческого кредита;
- инвестиционную привлекательность;
- совершенство нормативной базы в области инвестиционной деятельности…
К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на региональном уровне:
- эффективность проводимой экономической и социальной политики;
- инвестиционную привлекательность региона;
- созданные условия для привлечения иностранных инвестиций;совершенство налоговой системы на региональном уровне;
эффективность проводимой региональной инвестиционной политики…
К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации):
- эффективность проводимой предприятием экономической и социальной политики;наличие эффективной инвестиционной политики;качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
|
|
- уровень использования основных производственных фондов и производственных мощностей;
- степень рациональности использования имеющихся ресурсов на предприятии;
- компетентность руководителей предприятия и степень совершенства управления предприятием;
- качество и эффективность реализуемых инвестиционных проектов и др.
В зависимости от направленности воздействия на эффективность инвестиций все факторы можно объединить в две группы:
- позитивные, которые положительно влияют на эффективность инвестиций;
- негативные, которые отрицательно влияют на эффективность инвестиций
Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование.
Главной целью финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций, а основными задачами - обеспечение условий для мобилизации финансовых ресурсов в минимально необходимых размерах; оптимальное распределение и рациональное использование финансовых ресурсов; регулирование и стимулирование финансовыми методами социально-экономического развития общества; разработка финансового механизма в соответствии с реалиями рыночной экономики; создание эффективной системы управления финансами.
|
|
Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).
Исторические условия оказывают существенное влияние на разработку финансовой политики. Она должна особенности развития общества, международную обстановку, реальные экономические и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.
Государство, включая в себя высшие органы власти и управления, является субъектом выработки финансовой политики. Для того, чтобы сформировать финансовую политику государства следует разработать концептуальные основы определения принципов и направлений этой политики, разработать конкретные мероприятия по реализации поставленных задач.
Комплексный подход является важным элементом при разработке финансовой политики. Он предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики.
Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:
· достижение социальной стабильности в обществе;
· оздоровление государственных финансов;
· восстановление нормального функционирования банковской сферы;
· поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;
· достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
· создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
· меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.
Элементы государственной финансовой политики |
Налоговая политика |
Таможенная политика |
Денежно-кредитная политика |
Инвестиционная политика |
Бюджетная политика |
Социальная политика |
единый комплекс действий государства по установлению совокупности налогов и сборов (налоговой системы) и контролю за их эффективной реализацией в целях обеспечения развития общества |
комплекс мер, применяемых государством в целях установления определенного режима таможенного налогообложения для обеспечения экономической безопасности государства |
совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на достижение экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение занятости населения |
совокупность государственных мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в стране |
целенаправленная деятельность государства, связанная с формированием и распределением централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей |
важнейшая составная часть государственной внутренней политики, направленная на обеспечение расширенного воспроизводства населения и поддержание стабильности в обществе |
Элементы государственной финансовой политики
Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц.
|
|
С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности будут предприниматься усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Таким образом, содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе (2013-2015гг.) является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:
1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
3) определение параметров развития пенсионной системы;
4) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;
5) создание условий для оказания качественных государственных услуг;
6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи - укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения.
|
|
Банк России в предстоящий трехлетний период (2013-2015гг.) сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.
В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.
Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики.
Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.
Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от изменения цен на товары и услуги названных отраслей.
Таможенная политика - это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Финансовая политика государства имеет социальную направленность. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:
• безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
• обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;
• обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание;
• увязке перечисления трансфертов субъектам Российской Федерации с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
• разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;
• упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
• регулированию вынужденной миграции.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность.
Согласно исследованиям Всемирного банка текущее состояние инвестиционного климата в России оценивается как не вполне удовлетворительное. Условия для ведения бизнеса в России недостаточно хорошие. По простоте осуществления предпринимательской деятельности страна занимает 120 место.
К стратегическим задачам развития российской экономики относится привлечение иностранного капитала. Иностранные инвестиции обеспечивают доступ к современным технологиям, финансовых ресурсам, инновационным услугам и товарам, управленческим навыкам, а также они способствуют повышению конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, обеспечивает ее стабильный рост и способствует улучшению уровня жизни наших граждан. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание благоприятных условий для максимального увеличения притока средств от иностранных инвесторов.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
В 2013 год и в плановом периоде 2014-2015 гг. таможенно-тарифная политика будет осуществляться в принципиально новых политико-экономических условиях с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятия мер таможенно-тарифного регулирования в соответствии с обязательствами в рамках присоединения к ВТО, а также процесса адаптации к новым институциональным условиям развития экономической интеграции на пространстве Евразии.