В настоящее время проблемам региональной экономической политики и государственного регулирования территориального развития уделяется достаточно большое внимание.
По данному направлению расширяются фундаментальные исследования, как в России, так и за рубежом, издаются журналы, сформировалось экспертное научное сообщество, возникла целая сеть центров стратегических исследований, специализирующихся на разработке стратегий регионального развития.
Поскольку Россия федеративное государство и регионы по Конституции РФ обладают собственной компетенцией, то региональная экономическая политика в РФ имеет два уровня (федеральный и субфедеральный) и, следовательно, два уровня элит (национальную и региональную).
Чтобы формировать самостоятельную региональную политику, субъекты Федерации должны обладать собственным ресурсом развития, т. е. они должны быть субъектами развития своих территорий.
Предмет федеральной и субфедеральной региональной экономической политики будет существенно различаться.
|
|
В центре федеральной региональной политики находятся проблемы сохранения территориальной и экономической целостности государства, межбюджетные отношения центра с субъектами Федерации, неравенства, способные вызывать социальные конфликты и сдерживать развитие страны в целом.
Предметом субфедеральной региональной политики являются организация пространства внутри региона, отношения между субъектом Федерации и муниципальными образованиями, формирование региональной инфраструктуры, проблемы депрессивности территорий и т. д.
Методы и средства региональной экономической политики объединяют в 3 группы:
– налоги и межбюджетные трансферты;
– региональное планирование и программирование;
– регулирующие инструменты регионального развития.
На сегодняшний день основным средством региональной экономической политики, как федерального центра, так и регионов являются межбюджетные трансферты (дотации, субсидии и субвенции).
Региональная экономическая политика может и должна оцениваться по ряду критериев, основными из которых являются:
– обоснованность — соответствие целей политики потребностям территории;
– результативность — степень достижения целей политики.
Соотношение социальной политики региона и его экономической безопасности.
Демографические факторы и явления неразрывно связаны со всеми компонентами единого социального организма общества и, прежде всего, с экономическими процессами. Существуют две линии взаимодействия: экономика – население и население – экономика.
Безопасность человека – важнейший аспект качества жизни. Концепция развития человека ПРООН определяет человеческую безопасность как возможность использовать право выбора в условиях свободы и безопасности, а также полная уверенность, что эти возможности сохранятся и завтра.
|
|
Концепция выделяет семь основных аспектов безопасности человека: экономическую, продовольственную, экологическую, личную, общественную и культурную, политическая и безопасность для здоровья. Составляющие безопасности человека взаимосвязаны и взаимозависимы.
Экономическая безопасность трактуется как обеспеченность доходом, достаточным для удовлетворения насущных потребностей самовосстановления и самовоспроизводства.
Продовольственная безопасность – доступность основных продуктов питания. Это предполагает наличие достаточного количества продуктов питания и свободного к ним доступа, достаточную покупательную способность населения.
Экологическая безопасность – свобода и защита от угроз экологического загрязнения. Безопасность среды обитания предполагает, прежде всего, наличие следующих предпосылок: чистый воздух и доступность чистой воды; возможность приобретения экологически безопасной пищи; возможность проживания в условиях, не представляющих опасности для здоровья с точки зрения экологии (жилище, условия труда и т.п.); защищенность от экологических катастроф.
Безопасность для здоровья – защищенность человека от рисков заболеваемости. Это предполагает: возможность жить в безопасной для здоровья среде обитания; доступность эффективного медицинского обслуживания.
Личная безопасность – свобода и защита человека от угроз насилия.
Политическая безопасность – возможность жить в обществе, которое признает основные права человека.
Общественная и культурная безопасность – защищенность культурного многообразия и защита общественного развития от деструктивных тенденций.
Таким образом, вышеперечисленные категории безопасности можно сгруппировать на экономическую и социальную ее составляющие.
Согласно официально утвержденному перечню показателей ЭБ, состояние экономики не может обеспечить необходимые условия для устойчивого социально-экономического развития, невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности, проблематичным становится сохранение экономической самостоятельности страны. Данный постулат подтверждают и официальные документы.
Анализируя понятия безопасности на разных его уровнях, можно сделать вывод об их взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимовлияния, то есть безопасность является понятием интеграционным. Можно с уверенностью отметить значение социально-экономической безопасности населения как одной из базовых для безопасности страны.