Цель и задачи преподавания «Истории России»

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

В процессе изучения истории, будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.), базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.

Актуальность изучения истории, и, прежде всего истории своего Отечества, проявляется:

во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях;

во-вторых, опираясь на прошлый опыт, предвидеть будущее развитие:

в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировом историческом процессе;

При изучении истории возникает историзм мышления – одна из предпосылок формирования активной целенаправленной личности.

Задачи курса:

- изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;

- привить навык исторического анализа;

- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;

- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

- заложить основы для понимания будущего России;

- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.

Прикладной характер имеет изучение истории возникновения и становления российской государственности, российской правовой системы. Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории.

Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.

Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.

Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на основе объективных законов, возникает возможность много вариантности исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива - это определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных, реальных возможностей

Содержание курса «История России» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе:

- процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

- характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

- формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусской, белорусской, украинской;

- процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

- складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

- динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

- развитие самобытной культуры и формирование российской

цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

- исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

- особенности внутренней и внешней политики на современном этапе;

Изучающий этот курс получит цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития.

Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности, что поможет расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: