double arrow

Введение. История (от греч.historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых


История (от греч.historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.

Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), гово­рили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти от­веты на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Историческая наука пытается дать целостное видение исто­рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен­ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значи­тельно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой по­ловине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.




Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, ха­рактеризующих жизнь общества и в прошлом, ив настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоре­чивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю,в рамках которой изучается происхождение человека (его этноге­нез), а также историю отдельных стран, народови цивилизаций(отечествен­ная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.

История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоя­тельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии ипр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по веществен­ным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям идр., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие срав­нительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким об­разом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и род­ственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), ну­мизматика (наука о монетах иих чеканке), хронология (наука, изучающая си­стемы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукопис­ные памятники и старинное письмо) и др.



К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и исто­риография (история исторической науки), задача которой — описание и ана­лиз взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю со­вокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, поли­тику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, техни­ческих) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.

По обширности объекта изучения история может подразделяться на следую­щие группы:



—история мира в целом;

—история какого-либо континента, региона (история Европы, африка­нистика, балканистика);

—народа (китаеведение, японоведение);

—группы народов (славяноведение).

История России— научная дисциплина, изучающая процесс развития на­шего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам? На наших глазах меняется Россия, отмирает старое, рождается новое. Не всегда оно может быть оценено однозначно, не всегда оно — на благо России. Разобраться в современных процессах, определить свой соб­ственный взгляд на происходящее вокруг и внутри России, не растеряться в многообразии мнений — в этом нам поможет история.

Наше прошлое — эта наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, непо­хожая на другие страны история. И, несмотря ни на что, Россия внесла до­стойный вклад в мировую культуру и цивилизацию. Изучение истории России приводит к убеждению, что вся она создана силою русского духовного характе­ра. Верно заметил выдающийся мыслитель XX в. Иван Александрович Ильин: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономахадо Петра Великого, идо Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломо­носова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

Интересы современного общества, основные направления развития исто­рической науки и последовательное изучение истории в школе и высшем учебном заведении совпадают в некоторых принципах:

1)уважение ко всем без исключения народам и культурам. Необходимо при­знание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мо­тивы и законы их функционирования. При этом, изучая данный процесс, не­обходимо помнить о специфике каждого явления, об исторической дистан­ции. В этом видится смысл цивилизационного подхода;

2)осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества. История призвана показать, насколько хрупким бывает равновесие обще­ственных сил, соотношение человека с природой, как трудно дается их вос­становление. Осознанию этого способствует понятие цены прогресса;

3)рассмотрение человека как части социального организма, сложной обще­ственной системы. Человек должен занять место в центре исторического ис­следования и исторического повествования. Ведь именно он реализует зако­номерности истории, придает вещам смысл, мыслит и совершает ошибки под воздействием своих и чужих идей;

4)самоценность индивидуального и свободамысли. Люди требуют к себе столь же уважительного отношения, как и цивилизации. История должна быть насе­лена людьми, людьми живыми, конкретными, неповторимыми личностями. Цари, мудрецы, злодеи, художники были наделены не только социальной, но и индивидуальной психологией, не только были отражением своей эпохи, но и воздействовали на реальность. За ними должно признаваться право на свободу воли, на возможность значительно изменить ход истории. Тем самым за исто­рией признается право на случайность, альтернативность, а за историками — право размышлять о нереализованных возможностях;

5)принцип соразмерности и сопричастности. Этот принцип находит про­явление в исследовании образа жизни людей. Биографии вносят в историю соразмерность. Эта форма постижения истории доказала свою эффектив­ность. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастности — как история своей семьи, своего города, своей земли, включенная в контекст более масштабной истории;

6) принцип единства. История должна внушать понимание синхронности событий, понимание того, например, что Шекспир был современником Лжедмитрия. Интересно исследовать взаимодействие истории с географи­ческим пространством, изучить динамику взаимодействия человека и среды. История должна быть повествовательной, яркой, конкретной. Как кумуля­тивная наука, история должна интегрировать достижения предшественни­ков — не только их позитивный вклад, но и их концепции. Надо иметь в виду возможность существования разных подходов и точек зрения на проблемы.

Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых ис­точников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теорети­ческих знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Совре­менная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современ­ной отечественной историографии широко используются традиционные си­стемообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые крити­чески, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом поня­тие «социально-экономическая формация».

Сложность исторического развития человечества, многообразие миро­воззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:

1) религиозный (теологический, провиденциальный):Е. Я. Трубецкой — объяс­нение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Со­ловьев — постановка проблемы единства истории; Я. Я. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;

2) естественно-научный (натуралистический а) географический детерми­низм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхно­сти являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер истори­ческого развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные ци­вилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с от­крытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необуздан­ное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н. Гумилев различает со­циальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарность;

3) социально-экономический (формационный):К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ле­нин и историки советского периода — человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Фор­мации различаются между собой способом материального производства, осо­бенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается спе­цифика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);

4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный):а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н. А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;

5) мирсистемный анализ Иммануила Валлерстайна— попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.

Для выявления объективной картины исторического процесса истори­ческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователя­ми материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы полу­чения исторических знаний это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономер­ности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они су­ществуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех яв­лений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие.

Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассмат­риваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаи­мосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.

Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содер­жании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в со­вокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обес­печении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.

Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречи­ях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотно­сить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учи­тывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оцен­ке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечелове­ческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимодополнять.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществле­ния того или иного события, явления, процесса на основе анализа объектив­ных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользован­ные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:

общенаучные;

собственно исторические;

специальные (заимствованные у других наук).

Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фак­тов новых знаний.

К общенаучным методам исследования относятся исторический, логи­ческий методы и метод классификации. Исторический метод позволяет вос­произвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обоб­щает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих мето­да дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои позна­вательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выде­лить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, системати­зирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению но­вых законов.

Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы:

1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования про­цессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхро­нистический, метод периодизации;

2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей истори­ческого процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод ис­торического моделирования), структурно-системный.

Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (те­мам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хроноло­гического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной сто­роны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных мес­тах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить из­менения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенден­ции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восста­новить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать зако­номерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, поли­тические, культурологические системы общественного устройства в опреде­ленных хронологических рамках.

Специальные методы, математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом истории?

2. Каковы функции истории?

3. Охарактеризуйте принципы истории?

4. В чем сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подходов к истории?

5. Охарактеризуйте основные группы исторических источников?

6. Каковы основные принципы периодизации Отечественной истории?