Освободительное движение и общественно-политическая мысль в России в 20- 50-е гг. XIX в

Внутри дворянского этапа освободительного движения (1825 – 1861) выделяются, кроме движения декабристов, три основных периода.

Первый период (1826 – 1834) характеризовался тем, что в стране нашлись силы, которые в условиях николаевской реакции (> 5.3.) сумели подняться на борьбу против гнета и насилия. Среди молодежи распространялись вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина, К.Ф.Рылеева, А.И.Полежаева, воспевавшие героический подвиг декабристов и пробуждавшие ненависть к царизму. Этот период характеризовался также наличием разрозненных революционных кружков, члены которых придерживались декабристской идеологии и тактики. Революционные кружки возникали прежде всего в Москве и провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Особенно много тайных кружков появилось в начале 1830-х гг., как отклик прогрессивной молодежи на крестьянские волнения в России и революции во Франции и Бельгии.

В целом эти кружки были небольшими, а их деятельность в условиях политической реакции Николая I была непродолжительной. Ни один из них не сложился в тайную организацию, способную осуществить восстание, но именно эти кружки сыграли важную роль в подготовке новых поколений борцов против самодержавия.

Второй период в истории революционного движения (1835 – 1840) характеризовался спадом общественно-политической борьбы. Передовых людей России охватили глубокое уныние, пессимизм, неверие в возможность революционных преобразований. Своеобразным воплощением настроений того времени явились "Философические письма" П.Я.Чаадаева (1794 – 1856), участника Отечественной войны 1812 г., друга А.С.Пушкина и многих декабристов. "Письма" были опубликованы в журнале "Телескоп" и стали прологом великого спора о прошлом, настоящем и будущем России, о ее месте в семье просвещенных европейских государств, о русском народе в мировой истории, об истинном и ложном патриотизме. Постепенно участники спора составили два кружка: западников и славянофилов.

Третий период общественного движения николаевской эпохи (1841 – 1855) был связан с углублением кризиса феодально-крепостнической системы, нарастанием классовой борьбы, обострением всех противоречий феодального общества. В этот период начала зарождаться новая революционно-демократическая идеология, представлявшая собой шаг вперед по сравнению с дворянской революционностью. В борьбу против охранительной идеологии и теории официальной народности были вовлечены не только революционные, но и либеральные слои. Речь идет о разновидностях раннего российского либерализма – западничестве и славянофильстве

Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Кириевский) считали недопустимым развитие России по капиталистическому пути, предлагали возвратиться к основам допетровской Руси, заняться внутренним совершенствованием. Напротив, «западники» (К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский, П. В. Анненков) полагали неизбежным повторение Россией пути Западной Европы и призывали учиться на ее истории и не повторять ошибок. Дискуссии и полемика на страницах журналов между славянофилами и западниками положили начало формированию либерализма в стране. Основателем русского либерализма принято считать К. Д. Кавелина, который отстаивал следующие идеи: 1) всевластие самодержавия должно быть ограничено законами; 2) крепостной строй должен быть ликвидирован; 3) в стране должны быть осуществлены гражданские свободы и всеобщее избирательное право; 4) государство должно способствовать инициативе и творческому развитию каждого. Для осуществления этих идей нужно было не противостояние с правительством, а сотрудничество с ним; не подготовка восстания, а составление проектов реформ российского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: