double arrow

Общественно- политические движения в России во второй половине XIX в.: направления, характер, особенности

В общественно-политическом движении пореформенной России можно выделить три направления:

ü консервативное, представители которого противились всяким изменениям и негативно оценивали реформы 60 - 70-х гг. XIX в., ратовали за их пересмотр;

ü либерально-оппозиционное, сторонники которого полностью поддерживали реформаторский путь, стремились к дальнейшим политическим преобразованиям;

ü радикально-революционное, представители которого действовали в глубоком подполье и пытались, как правило, насильственным путем изменить общественно-политический строй страны на основе учения о социализме.

Российский консерватизм объединил в основном высший слой служилой бюрократии и окружение царя, значительную часть дворянства и духовенства, генералитета армии. В руках консерваторов была государственная власть, поэтому многие их идеи находили воплощение в политике правительства. К началу XX в. произошла трансформация консервативного течения в правительственный лагерь. Виднейшими идеологами и проводниками консерватизма в России были известный государственный деятель, юрист К.П.Победоносцев; публицист, в молодости примыкавший к либеральному течению, М.Н.Катков; генерал-адъютант, министр императорского двора и уделов И.И.Воронцов-Дашков; граф, дипломат, генерал от инфантерии Н.П.Игнатьев и др. Идеалом консерваторов являлось "живое народное самодержавие" в духе допетровских времен.

По экономическим взглядам консерваторы были противниками свободы торговли. Они настаивали на усилении контроля государства над частными предпринимателями и развитии тех отраслей промышленности, в которых заинтересовано правительство. В аграрном вопросе они отстаивали меры по защите помещичьего землевладения, укреплению экономического положения дворян путем предоставления правительством различных льгот, сохранения полукрепостнического положения крестьянства и упрочения общинного устройства деревни. Реакционная политика консерваторов прервала путь реформ и стала одной из причин, ускоривших революционный взрыв.

Либерально-оппозиционное движение противостояло консерватизму и ставило целью постепенно изменить самодержавно-бюрократический режим, превратить Россию в правовое государство, основанное на принципах политической свободы и равноправия граждан. В центре внимания либеральных политических течений был человек с его индивидуальными особенностями и потребностями, раскрепощение личности, свобода совести, экономической и политической деятельности. Как правило, либералы выступали против революционных методов борьбы за свои интересы, отстаивали законный и эволюционный путь преобразований, компромисса в политике, уважительное отношение и терпимость к другим взглядам и идеям.

В России второй половины XIX в. не было либерально-оппозиционной партии. Кружки либерально настроенной интеллигенции группировались вокруг земств, многие из которых постепенно превращались в органы местного самоуправления – низовые ячейки будущего демократического устройства страны, а также вокруг популярных в то время периодических изданий: журналов "Вестник Европы" (М.М.Ковалевский) и "Отечественные записки" (М.М.Стасюлевич), газеты "Русские ведомости" (А.А.Краевский). Либеральные течения не были едиными по своим идейным позициям, между отдельными группами проходили острые дискуссии. Но в целом их объединяла неприязнь к неограниченному самодержавию и деспотизму, бюрократии и чиновничьему произволу. Они стремились к введению в России буржуазных свобод, расширению местного самоуправления, привлечению общественности к решению вопросов общегосударственного плана.

Революционное течение в исторической литературе принято называть народничеством, под которым в широком смысле понимают общественное движение, основанное на идеях А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узкой интерпретации это революционные подпольные группы и организации 60 – 60-х гг. XIX в. Непосредственными идеологами и вдохновителями революционного народничества были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев

Лидером пропагандистов являлся П. Л. Лавров, считавший, что революция должна свершаться самим народом. Задача же революционеров – подготовить крестьян к будущим битвам за волю и землю и быть вождями народной армии. Бунтарское течение обосновал М. А. Бакунин, утверждавший, что русская деревня в любое время готова к борьбе с помещиками; для революции достаточно лишь небольшого толчка. Повсеместный бунт крестьян уничтожит самодержавие и приведет к безгосударственному самоуправляемому обществу. П. Н. Ткачев, создавший заговорщическое направление, был убежден в том, что революционеры (партия) путем государственного переворота и террором должны захватить власть и передать ее народу, так как сам народ не в состоянии это сделать.

Несмотря на тактические разногласия, все течения народничества имели много общего:

1) идеализировали русскую общину и крестьянство; переоценивали готовность крестьян строить социализм;

2) отрицали роль государства в жизни общества (анархизм);

3) были сторонниками особого, некапиталистического пути развития России.

Идейные взгляды лидеров движения стали основой деятельности народников, объединившихся в 1876 г. в революционную партию «Земля и воля». В 1874 и 1876 гг. народники предприняли «хождение в народ», чтобы подготовить и поднять крестьян на борьбу с самодержавием. Обе попытки окончились неудачей: крестьяне не понимали идей народников, десятки агитаторов и бунтарей были арестованы и отправлены на каторгу и в тюрьмы.

Неудача вызвала перелом в народничестве. В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две новые партии: «Черный передел» и «Народную волю». Причиной раскола стало отношение к политической борьбе, к террору. Лидеры «Черного передела» (Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич) остались на прежних позициях народничества, но осуществить основную задачу – пропаганду в деревне – им не удалось. Более активной была «Народная воля». Ее лидеры – А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фингер – с помощью террора старались вызвать панику у правительства, захватить власть и передать ее народу. За два года народовольцы организовали восемь покушений на царя. Наконец, 1 марта 1881 г. бомбой И. Гриневицкого Александр II был убит. Цель революционеров была достигнута, но революции не произошло. Участники покушения были казнены, а «Народная воля» разгромлена. Террор как путь борьбы за справедливость не нашел поддержки общества. Самодержавие вернулось на путь репрессий.

Общественно-политическое движение в конце XIX в. характеризуется тем, что наряду с крестьянскими волнениями в стране возникло и стало быстро нарастать рабочее движение.

Ускоренное развитие капитализма в стране сопровождалось увеличением числа фабрично-заводских (индустриальных) рабочих. Их положение было нелегким. Продолжительный (по 12-14 часов) рабочий день, низкая зарплата, тяжелый физический труд, произвольные штрафы, убогие жилища, не дающие отдыха, отсутствие законов о труде – все подталкивало рабочих к сопротивлению. Основной формой борьбы рабочих в России стала забастовка (стачка).

Первые стачки и рабочие организации возникли еще в 70-е гг. XIX в. Самой известной стала забастовка на Кренгольмской мануфактуре (Эстония) в 1872 г., а первыми рабочими организациями были «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г., руководитель Е. О. Заславский) и «Северный союз русских рабочих» (1878 г., организаторы В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин)- Организации просуществовали недолго и были разгромлены полицией.

Новый этап рабочего движения связан с забастовкой 1885 г. на текстильной фабрике Морозова (около Орехово-Зуева). От забастовок прежних лет Морозовская стачка отличалась элементами организованности. Рабочие выступили с едиными требованиями, создали комитет во главе с Петром Моисеенко. Самодержавие расправилось с забастовщиками, но было вынуждено принять серию фабричных законов: о запрещении детского и женского труда в ночное время (июнь, 1885 г.); о введении фабричной инспекции для наблюдения за условиями труда и разрешения конфликтов рабочих с фабрикантами (июнь, 1882 г.); об ограничении штрафов (июнь, 1886 г.).

В 90-е гг. XIX п. стачечное движение распространилось на новые районы страны (Донбасс, Кавказ, Сибирь); в борьбу были вовлечены рабочие всех профессий.

В 80–90-е гг. XIXв. не утихало крестьянское движение. В это время было зафиксировано свыше 600 случаев «крестьянских беспорядков» (в среднем по 65 в год), направленных против помещиков. Борьба крестьян выражалась в потравах лугов, самовольных запашках отрезков, порубках леса, поджогах имений и убийствах помещиков. Центрами крестьянских волнений стали Украина, Белоруссия, Центральное Черноземье, Приуралье.

Недовольство самодержавием проявляла российская молодежь. 1 марта 1887 г. группа студентов во главе с А. Ульяновым (братом В. И. Ленина) и В. Генераловым совершила неудачное покушение на Александра III. Начались преследования студенчества; в ответ вспыхнули студенческие беспорядки, длившиеся почти два года. Чтобы справиться с ними, власти на время закрыли 5 университетов и 2 института.

Кризис народничества вызвал растерянность среди демократической части общества. Одни из них отказались от борьбы с самодержавием; стали работать врачами, учителями, чтобы личным участием помочь народу (теория «малых дел»), другие были заняты поиском новой революционной теории.

Такой теорией стал марксизм – учение К. Маркса и Ф. Энгельса о классовой борьбе и рабочем классе, идеи которого быстро распространились в России. Основными марксистскими группами были: «Освобождение труда» (1883 г., Женева; Г. В. Плеханов); «Партия русских социал-демократов» (1883–1886 гг., Петербург; Д. Н. Благоев); «Товарищество петербургских мастеровых» (1885–1888 гг.; П. В. Точисский); «Социал-демократическое сообщество» (1889–1891 гг., Петербург; М. И. Бруснев); марксистские кружки в Казани, Самаре, Владимире Н. Е. Федосова.

Самой крупной марксистской организацией в России в конце XIX в. стал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», организованный в 1895 г. в Петербурге во главе с В. И. Ульяновым-Лениным, будущим основателем и лидером партии большевиков. Этой организации, вскоре разгромленной полицией, впервые удалось соединить стихийное рабочее движение с идеями марксизма и подготовить образование рабочей партии в стране.

Вопросы для самоконтроля:

1. Подумайте, могла ли Россия избежать декабристского восстания? Почему?

2. Охарактеризуйте альтернативы политического развития России в 1-й пол. XIX в.

3. Почему Александру II не удалось ослабить реформами либеральные и революционные настроения в обществе?

4. Чем принципиально отличались требования либералов и революционеров в борьбе за интересы России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: