.
План
1. Стратегическое планирование.
2. Виды стратегий.
3. Планирование реализации стратегии
- Стратегическое планирование.
Функции управления определяются решаемыми задачами. Наиболее общий перечень этих задач:
□ выбор и обоснование целей организации (набор целей, приоритеты и пр.);
□ постановка задач, которые надо решить для достижения поставленных целей;
□ определение необходимых ресурсов;
□ построение структуры организации, вытекающей из системы целей;
□ мотивация групп и конкретных работников в выполнении порученных работ в конкретные сроки;
□ регулирование и контроль над решением поставленных задач.
Кроме вышеперечисленных функций, многие авторы рассматривают функции
коммуникации и руководства.
Выполнение управляющих функций связано с принятием решений, включающих сбор информации, выявление и анализ возможных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решений и анализ эффективности результатов.
Все функции управления взаимосвязаны и образуют систему. Действительно, для того, чтобы спланировать работу предприятия, необходимо спрогнозировать его развитие.
|
|
При этом важную роль играет анализ выполнения плана в предшествующем периоде, сделанный на основе информации, полученной в результате контроля. Кроме того, мотивация исполнителей требует определенных ресурсов, которые должны быть предусмотрены на этапе планирования и т.п.
Функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности. Выполнением основных функций занят весь аппарат управления, однако решающее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет в процессе работы различные роли. Эти роли взаимосвязаны.
Можно сказать, что основной проблемой менеджмента является рассмотрение функций управления и ролей руководителя.
В настоящем разделе мы подробно рассмотрим функции менеджмента, а к ролям руководителя мы вернѐмся позже, когда будем говорить об управлении людьми.
ПЛАНИРОВАНИЕ.
Первой функцией менеджмента является планирование, в котором различают два основных этапа: стратегическое планирование и реализацию стратегии.
1. Стратегическое планирование
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке мер, направленных на достижение организацией своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принятию управленческих решений.
Иначе можно сказать, что стратегическое планирование –это предвидение, которое представляет собой систему расчетов и методов, процедур и правил, позволяющих определять и оценивать пути достижения цели на длительный период времени.
|
|
В рамках стратегического планирования имеется четыре вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение (осознание менеджерами организационных стратегий).
Наиболее полно все, связанное со стратегическим планированием и собственно понятием стратегии рассматривается в специальном курсе стратегического менеджмента. Там же дается пять основных определений стратегии. Для наших целей достаточно принять следующие рабочие определения:
Стратегия – это долгосрочное качественно определѐнное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к еѐ целям.
В более узком смысле можно сказать, что:
Стратегия (от греч. strategos – «искусство генерала» или «искусство управления войсками в бою») – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Особенности стратегического плана:
• разрабатывается с точки зрения перспектив всей компании;
• основывается на обширных исследованиях и фактических данных;
• придает фирме индивидуальность и позволяет привлекать определенные категории работников;
• является целостным в течение определенного промежутка времени и в то же
время гибким (то есть содержит возможность модификации и переориентации).
Первым и самым существенным шагом при планировании является выбор целей организации.
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования -обозначается как ее миссия.
Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно переоценить.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Поскольку организация является открытой системой, то она может выжить, только если будет выбирать в качестве своей основной цели - миссии, удовлетворение какой-либо потребности внешней среды.
На основе общей миссии организации формируются и устанавливаются общефирменные цели. Они должны быть:
• конкретными и измеримыми;
• ориентированными во времени (то есть когда должен быть достигнут результат);
• быть достижимыми (должны соответствовать возможностям организации и еѐ ресурсам).
быть взаимно поддерживающими (то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других).
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного - двух лет, долгосрочными - цели, достигаемые через три - пять лет. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются ещѐ и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Цели организации должны быть достижимыми, гибкими, конкретными, краткими и измеримыми, совместимыми, приемлемыми и должны содержать сроки их выполнения.
Постановка целей в процессе управления настолько важна, что были созданы несколько методов, чтобы стимулировать менеджеров заниматься этой деятельностью. Одним из методов является построение дерева целей.
|
|
Существуют четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:
1. Доходы организации:
> Прибыльность
> Положение на рынке (доля рынка, объем продаж и др.)
> Производительность
> Финансовые ресурсы
> Мощности организации
> Разработка, производство продукта и обновление технологии
2. Работа с клиентами:
- Работа с покупателями
3. Работа с сотрудниками:
- Изменения в организации и управлении
- Человеческие ресурсы
4. Социальная ответственность:
- Оказание помощи обществу (благотворительные акции, например).
В любой организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Такая иерархия целей представляет собой дерево целей.
После установления миссии и целей происходит изучение внешней среды как диагностического этапа стратегического планирования, который оценивается по следующим параметрам: изменениям, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии; факторам, представляющим возможную угрозу организации; факторам, предоставляющим наилучшие возможности для достижения целей организации.
Следующим этапом стратегического планирования является детальный анализ как внутренних возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, так и внешней среды.
Обычно, анализ внешней и внутренних сред объединяется в одно целое и называется SWOT - анализ от начальных букв английских слов: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Первые два термина относятся к внутренним особенностям организации, последние - к внешней среде. (ССВУ-анализ).
Наконец, на последнем этапе выбирается стратегия, которой должна следовать организация. Здесь следует отметить, что определение стратегии для фирмы зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. В частности, это касается того, как руководство фирмы воспринимает различные рыночные возможности, какие стороны своего потенциала фирма намеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решений существуют на фирме и т.д.
|
|
В самом общем плане различают четыре основные стратегических альтернативы, стоящие перед организацией.