Другим методом, которые организации используют для того, чтобы сделать цели инструментом управленческой деятельности, является управление по целям (УПЦ). Эта концепция широко используется современным менеджментом (на Западе носит название МВО - managment by objectivies).
Составление целевых моделей - начальный этап процесса управления по целям. В основе этого метода лежат следующие соображения. Менеджмент как целостная система управления должен ориентироваться на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель должен иметь четкое представление о своих целях, в рамках возложенных на него обязанностей.
Таким образом, процесс доведения до каждого менеджера организации целей и задач, стоящих перед ним, а также контроль над их выполнением называется управлением по целям.
Суть этого вида управленческой деятельности заключается в том, что система официальных обезличенных целей организации или подразделения дополняется, уточняется, корректируется в процессе внутриорганизационного диалога между отдельными уровнями управления и, в конце концов, трансформируется в индивидуализированные цели коллектива или отдельных его членов как исполнителей, так и руководителей.
Официальное планирование дополняется здесь системой индивидуальной управленческой ответственности и персональным стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работников.
Управление по целям состоит из четырѐх взаимосвязанных этапов:
- Выработка четких кратких формулировок целей для подчинѐнного руководителя или работника.
- Разработка реалистичных планов их достижения. На этом этапе рассматриваются практические возможности достижения целей, возможные проблемы и препятствия, облегчение поиска эффективных путей достижения целей и т.п. Затем результаты этого этапа доводятся до каждого.
- Систематический контроль, измерение и оценка результатов исполнителей.
- Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.
УПЦ имеет сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
1.УПЦ позволяет отдельным рабочим знать, каких действий от них ждут.
2.УПЦ помогает в планировании, требуя от менеджеров постановки целей и сроков их выполнения.
3.УПЦ улучшает общение между менеджерами и подчинѐнными.
4.УПЦ ставит в известность отдельных рабочих в целях организации.
5. УПЦ делает процесс проверки и оценки исполнения более справедливым, т.к. фокусирует внимание на результатах.
Слабые стороны:
1.Недостаток поддержки высшего руководства. Высшее руководство может
решить использовать эту программу, но может передать еѐ выполнение исключительно нижнему уровню управления. В этих условиях люди, которым поручено внедрение
программы, начинают сомневаться в ценности своих усилий, и растут сомнения в заинтересованности высшего руководства в проведении программы.
2.Чрезмерное внимание к количественным целям и показателям. Результатом этого могут быть недоверие и разочарование в программе.
Для менеджеров УПЦ – это инструмент для повышения участия подчинѐнных в постановке целей и принятии решений. Для подчинѐнных – это программа для создания лучшей связи между организационными и индивидуальными целями, а также для лучшего понимания подчинѐнными того, чего они ожидают, и насколько хорошо они это делают.
Сущность УПЦ – совместная постановка целей, которая включает сотрудничество менеджеров в процессе совместной постановки целей для подчинѐнных на планируемый период. Такое сотрудничество является гарантом того, что подчинѐнные будут помогать менеджерам ставить реалистичные задачи, т.к. они лучше знают свои возможности и ресурсы. Сотрудничество даѐт менеджерам возможность поощрять эффективное достижение целей и способствовать его дальнейшему улучшению, узнавая у подчинѐнных, в какой поддержке с его стороны они нуждаются.
УПЦ интенсивно используется в течение трѐх десятилетий управления, в качестве метода основанного на постановке целей.
Оценка стратегического плана
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии (как видим, этот пункт неразрывно связывает функцию планирования с другой функцией – контролем).
При оценке разработанного стратегического плана необходимо ответить на следующие вопросы:
> Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
> Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
> Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
> Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
> Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
Основная литература:
1. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.
2. Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.
3. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Дополнительная литература:
4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.
6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.