Внутренняя среда организации и ее характеристики

Любая организация существует в определенной среде, которая воздействует на ее функционирование. Поэтому для эффективного управления фирмой нужно уметь определить влияние на организацию множества факторов среды и предвидеть это влияние.

Факторы среды принято называть переменными. Различают внутренние и внешние переменные.

Внутренние — факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров.

Внешние — находятся вне организации и способствуют или мешают ее функционированию.

Внутренние переменные — это:

• Цели организации

• структура

• задачи

• технология

• ресурсы (люди – самый дорогой ресурс)

• Цель — это конкретное конечное состояние, которого стремится добиться группа. Цель определяет направление движения. Все решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели. Главные общие цели направлены на: выживание; •прибыль;перспективы.

Крупные организации многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как:

•разработка новой продукции;

•качество услуг; •подготовка кадров и т.д.

Цели отдельных подразделений организации должны быть согласованы между собой в рамках общей цели.

Структура — это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.

Структура организации должна логически выстраиваться, исходя из целей организации.

Структура может быть плоской (или горизонтальной) или высокой (многоуровневой). Это зависит от сферы контроля — числа лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю.

Если руководитель контролирует большое число подчиненных, то сфера его контроля широкая, а структура — плоская.

Если руководитель контролирует небольшое число подчиненных, то сфера его контроля узкая, а структура — высокая.

Сфера контроля и структура будут зависеть от специфики организации, ее целей и

решаемых ею проблем.

Задача — предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным
способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд

Задач как необходимый вклад в достижение целей организации.

Традиционно задачи делятся на 3 категории: 1) работа с людьми; 2)работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами); 3)работа с информацией.

Например, работа бухгалтера в основной связана с информацией, мастер участка работает с людьми, а работа токаря — это работа с предметами.

Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд), и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким трудом.

Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

Люди — наиболее важная внутренняя переменная в свете современных концепций менеджмента. Характеристиками личности, поведение и деятельность, выступают:

• статус личности;

• общественно-функциональные роли;

• ценностные ориентации;

• мотивы;

• характер;

• темперамент;

• потребности;

• способности;

• ожидания;

• восприятие и др.

влияющими, на Все внутренние переменные взаимосвязаны, изменение одной из них влияет на все другие. Совокупность внутренних переменных образует рабочую среду, которая с помощью процесса управления приспособлена к потребностям организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: