Высшие психические функции

Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.

Высшие психические функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Социальные, а, следовательно, вне общества эти функции не развиваются, человек так и не становится личностью. Пример тому – многочисленные «Маугли».

Высшие психические функции (ВПФ) как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

В онтогенезе психики различают генетическое, внутренне обусловленное созревание, и формирование под воздействием среды и воспитания. Вот эта вторая половинка онтогенеза, т.е. формирование под воздействием среды и воспитания, происходит в ходе интериоризации и экстериоризации.

Формирование ВПФ характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний (интериоризированный) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.

Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Самый яркий пример – речь человека. Сначала усваиваем, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом. Речь интериоризовалась.

Экстериоризация (от лат. Exterior – внешний) – переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека.

Пример – что-то человек понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует данный продукт в речи. Не путать с заученным и пересказанным!

Каждая из ВПФ связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.

Выводы:

1. Психика – особое свойство материи, цель которого заключается в построении образа мира и саморегуляции.

2. Психический образ несёт в себе особенности личности, его построившей. Он неполон, но правилен.

3. Психика проявляется в различных формах: процессах, свойствах и состояниях.

4. Историческое развитие психики связано с усложнением строения нервной системы.

5. Развитие психики отдельного человека возможно только в условиях социального взаимодействия, в ходе интериоризации и экстериоризации структур внешней социальной деятельности.

Рекомендуемая литература:

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики // Избр. психол. произв.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – С.143 – 237.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. – С. 238 – 290.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: