double arrow

Тема 6. Психические состояния человека

Определение психических состояний.

Психические состояния представляют собой целостные характерис­тики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людь­ми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека су­ществуют и «массовидные» состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, об­ществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний -обществен­ное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человеческих общностей характери­зуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свой­ственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способ­ность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.

В дальнейшем будут рассматриваться только психические состо­яния конкретного человека.

Свойства психических состояний Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным свое­образием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чем-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся до­казательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, на­конец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний заключается в их измен­чивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динами­ка и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчиво­стью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаи­мосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психи­ческие процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирова­ния качеств личности, прежде всего характерологических. Напри­мер, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою оче­редь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качест­вом личности - сосредоточенностью.

Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельно­сти возможна также перестройка или даже ломка относительно устой­чивых качеств личности.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическо­му состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустра­ция - толерантность и т.д.).

Классификация психических состояний Для изучения и диагностики психических состояний большое значение имеет их классификация. Психические состояниячеловека можно клас­сифицировать по таким основаниям:

1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонен­тов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д;

3) в зависимости от степени глубины -состоя­ния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4) в зависимости от времени протекания -кратковременные, затяжные, длительные и т. д;

5) в зависимости от влияния на личность -положительные и отри­цательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астени­ческие;

6) в зависимости от степени осознанности -состояния более или менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Типичные положительные психические состояния человека.

Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкрет­ной ситуации и т. д.

Однако можно выделить типичные положительные и отрица­тельные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профес­сиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экс­тремальными (крайними, необычными) условиями.

Сюда следует отнести психические состояния профессиональ­ной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.

Профессиональная заинтересованность.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.

Глубокий, обоснованный, общественно и личностно мотивирован­ный, сильный интерес к профессиональному труду является важ­нейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профес­сиональный интерес в сочетании с волей человека к труду создает эмоционально-волевую готовность к профессиональной работе. Для успешного осуществления трудовой деятельности важна професси­ональная заинтересованность как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчивого ин­тереса к работе означает дисквалификацию специалиста. Специа­лист же, имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние профессио­нальной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей.

Для состояния профессиональной заинтересованности характер­ны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтере­сованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается при­ятными эмоциональными переживаниями.

Но следует отметить, что во избежание узкого профессионализ­ма, для предотвращения профессиональной деформации личности со­стояние профессиональной заинтересованности должно сочетаться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любо­знательность здесь будет выступать и в качестве черты личности, и в качестве активного личностного психического состояния, выражаю­щего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отно­шением к действительности.

Творческое вдохновение Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повы­шении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастании мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригиналь­ных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала - это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Важное значение для эффективности профессиональной дея­тельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам - в частности.

Решительность. Во многих профессиях важную роль играет решительность как психи­ческое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходи­мыми условиями решительности являются широта мышления, прони­цательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое не­достатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты небла­гоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

Отрицательные психические состояния и их предупреждение

Психическая напряженность Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут воз­никать и отрицательные (астенические) психические состояния. Напри­мер, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в се­бе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизнен­ной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия при­водят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (опе­раторной, «деловой») напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (труд­ности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зри­тельно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экс­тремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мысли­тельных задач вообще невозможно без определенного эмоционально­го напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. созна­тельной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное реше­ние» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принци­па решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словес­ных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно вер­ным результатам.

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позво­ляет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность яв­ляется «его деятельностью», б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т. е. осуществлять так называе­мое предварительное «эмоциональное планирование». Здесь даже отри­цательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситу­ацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс. Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Понятие стресса в современной психологии является много­значным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явле­ния, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появ­ления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточ­ные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психи­ческой напряженности (а ее крайние формы — стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил че­ловека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «пло­хих» (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протека­ние деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрес­сом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправ­ленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отли­чие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне за­висимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение опре­деленных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирова­ние», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбужде­ния, и поведение человека становится (в большей или меньшей степе­ни) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще боль­шее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве «стрессоров», то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как пра­вило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздра­жители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь крити­ки или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка ин­формацией и т. д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональ­ных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрес­сора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т. д. Стресс - это прежде всего, эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с ин­теллектуальной деятельностью можно говорить об «интеллекту­альном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интел­лектуальной агрессии». После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической кон­цепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство – тревога.

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться та­ким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «трево­га», «тревожность». Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностя­ми, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и дея­тельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения по­коя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состо­яние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мо­тива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу («нару­шителями спокойствия») будут являться, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возмож­ность различных неприятностей, обусловленных спецификой дея­тельности или общения; ожидание (иногда длительное) определен­ного результата и т. д.

Как показывают данные многих исследований, «тревожные» ис­пытуемые превосходят «нетревожных» в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

Следует ли из сказанного, что состояние тревожности всегда препятствует успешной деятельности? Представляется, что такой вывод был бы поспешным. Все здесь будет зависеть, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тре­вожности, а с другой - от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревож­ность будет положительным психическим состоянием, если она вы­зывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Без подобного состоя­ния вообще невозможно успешное осуществление многих видов про­фессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием чело­века, но и чертой его личности, свойством его характера.

«Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сиг­нала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, не­адекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при опреде­ленных условиях могут привести к возникновению у человека не толь­ко психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фру­страции. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизнен­ным трудностям и реакций на эти трудности.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состоя­ние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и обще­ния и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъ­ективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного чело­века, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т. е. препятствий, раздражи­телей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступ­ление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, от­нося сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, за­диристость, озлобленность и т. д. Она может быть направлена не толь­ко на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их пре­увеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация выступает в форме де­прессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного по­ведения как бы уходит в «себя» и становится безразличным к внешним раздражителям. В форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прико­ванность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотип­ность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приво­дить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представ­ляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его лич­ность может приобрести деформационные черты: агрессивность, зави­стливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т. д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Персеверация и ригидность.

Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действи­тельно много общего. Однако персеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивле­нием изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в пер­вую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертнос­ти, «застойности», вторые - вследствие такой «подвижности», которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются форми­рование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконт­роля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологи­ческих, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная трени­ровка и др.).


Сейчас читают про: