Креативность

Креативность (от лат. Creatib – созидание) общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризующая личность в целом. Проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

В психологии выделены 2 основных направления изучения креативности. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Основными факторами креативности признаются оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость. Способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии. Рядом зарубежных исследователей креативность связывается с личностными чертами.

Существует как минимум три подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием творческой активности личности. Авторы, стоящие на данной позиции (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.), объясняют творческое поведение через мотивацию, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности они относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев).

В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса.

1) Если IQ ниже 115 – 120, интеллект и креативность образуют единый фактор.

2) При IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Торренса удивительно хорошо соответствует данным Д.Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д.Векслер,Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.)

Большой интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда, который организовал Л.Термен в 1921 году. По данным исследования, ни один ранний интеллектуал из выборки Л.Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Практически все они добились высокого социального статуса. Таким образом, ранние интеллектуалы чрезвычайно успешно адаптировались в обществе. Интеллект не только не является препятствием, но служит необходимым условием достижения успеха в демократическом обществе. Высокий (и даже очень высокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

Воллах и Коган исследовали детей 11 – 12 лет и сделали вывод:

1. Детям с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью характерно самоуверенность, адекватность самооценки, внутренняя свобода, высокий самоконтроль, пластичность поведения, независимость суждений и действий.

2. Детям с высоким интеллектом и низкой креативностью свойственен страх перед неудачей, стремление к школьным успехам, избегание риска, не любят публичные выступления, скрытность.

3. Дети с низким интеллектом и высокой креативностью – это «изгои» класса, у них увлечения часто вне школы, они тревожны, невнимательны, закомплексованы.

Выводы:

1. Вшироком смыслетворчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности. Вузком смысле,творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей.

2. Личностный аспект творчества: воображение, интуиция, потребность личности в самоактуализации.

3. К видам творчества относят: техническое, научное и художественное творчество. Они не отличаются по процессу, но по степени соотношения между элементами, по приоритету этих элементов, различия существуют.

4. Креативность – общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризующая личность в целом.

5. В науке сегодня отдается приоритет теории, согласно которой творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога».

Рекомендуемая литература:

Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. 752 с.

Дорфман, Л.Я., Ковалёва, Г.В. Основные направления исследований креативности в науке искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 1, С. 101 106.

Кривцун, О. А. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал. 1996. № 2. С. 100 107.

Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. 318 с.

Симонов, П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1983. 108 с.

Иванова, Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии, 2002, № 1, С. 76 – 88.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: