Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.
Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается, прежде всего, как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.
Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.
Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления. Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления, так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.
Тема 2. Исторические тенденции развития менеджмента
Учебные вопросы:
Школа научного управления как этап развития менеджмента.
Административная школа в управлении.
Школа человеческих отношений и развитие поведенческих наук.
Современные школы менеджмента.
Понятие подхода (процессного, системного, ситуационного, количественного) к управлению. Сферы применения основных подходов.