Групповая динамика. Группы, особенности групп, типы групп

Руководство группой значительно отличается от руководства отдельным работником, поэтому мы познакомимся с вопросами групповой динамики – формированием и развитием групп в организации.

Группа – это два или большее количество людей, которые вступают в такое взаимоотношение, когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

В деловом обиходе и литературе наряду с понятием “группа” используется другой исходный термин “коллектив”. Отечественная социальная психология определяет коллектив как особое качество группы, как продукт ее развития.

Коллектив – это устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающее групповой сплоченностью.

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам: наличие общей цели у всех ее членов; психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею; наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, нормах и правилах поведения.

Еще один термин можно назвать, который связан с понятием группы и который стал использоваться в нашей практике в последнее время – это “команда”.

Команда – это сплоченная рабочая группа, ориентированная на выполнение деловой задачи.

В дальнейшем будет употребляться термин “группа”, имея в виду, что она в процессе развития может стать коллективом или в определенных условиях командой.

Любую организацию можно рассматривать как объединение нескольких групп.

Все они создаются по воле руководства для организации производственного процесса и носят названия формальных групп.

Их функциями являются выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. Формальные группы обычно отображаются на схемах, показывающих организационную структуру.

Отличительные признаки формальной группы: четко определенный состав и структура; общие задачи (цели); жесткое определение и распределение ролей; однозначное установление статусов, прав и обязанностей членов группы.

Создание неформальных групп – это всегда реакция на неудовлетворенные в процессе основной деятельности индивидуальные потребности.

Неформальные группы не имеют четкой, устойчивой структуры и могут быть открыты для новых членов. Разграничение статусов и ролей в них не является жестким. Оно не задано сверху, а определяется внутригрупповыми отношениями.

Люди обычно точно знают, почему они вступили в формальную организацию. Как правило, причинами вступления являются: желание осуществлять цели организации, им нужно вознаграждение в виде доходов, соображения престижа.

Объединяясь в неформальные группы, люди не всегда осознают причины своего тяготения к той или иной группе людей.

Изучение этого вопроса психологами, показало, что важнейшими причинами вступление людей в неформальную группу является: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение, заинтересованность.

По структуре внутригрупповых связей различаются группы (рис. 30.):

А) – типа “звезда” (все члены группы контактируют с ее лидером);

Б) – типа “клубок” (все члены группы связаны друг с другом);

В) – типа “цепь” (каждый контактирует с одним из коллег);

 
 

Г) – типа “круг” и др.

Рис. 30.Структура внутригрупповых связей

Выделяют 4 стадии развития группы, которые различаются между собой уровнями социальной зрелости.

Первая стадия – стадия формирования группы. На этой стадии люди знакомятся друг с другом, ведут себя осторожно, в поведении преобладает индивидуализм.

Вторая стадия – стадия становления. В этот период происходит сближение людей, формируется ядро группы, состоящее из более опытных, квалифицированных работников. Между людьми устанавливаются необходимые для работы контакты и складываются общие нормы поведения. Потенциал группы возрастает, но группа работает еще неравномерно. Возможно образование группировок.

Третья стадия – стадия нормализации. Группа стабилизируется, формируются цели, налаживается сотрудничество, усваиваются групповые нормы поведения, члены группы начинают отождествлять себя с ней.

Четвертая стадия – стадия зрелости группы. Она характеризуется тем, что работники добросовестно и инициативно относятся к труду, внешний контроль группы становится внутренним и превращается в самоконтроль. Группа становится самоуправляемой.

Такое представление динамики группы не означает, что все группы способны пройти через указанные стадии. В действительности, группа может остановиться на какой-то стадии, возможно возвращение группы к более ранним стадиям.

Задача руководителя в формировании группы состоит в современном установлении тех проблем, которые характерны для данной стадии и создании условий для развития группы.

Сложной задачей руководителя подразделения является формирование командной группы, членами которой являются его непосредственные подчиненные.

Эффективность деятельности такой группы зависит от ряда условий, которые должен учитывать руководитель при ее формировании.

В отечественной и зарубежной социальной психологии выявлен ряд факторов, определяющих эффективность группы. Основными из них являются две группы факторов:

организационные,

среда, в которой функционирует группа.

К организационным факторам относятся:

а) размер группы,

б) состав группы,

в) сплоченность,

г) статус группы.

Вторая группа факторов – среда, в которой функционирует группа. К ним относятся: физическое размещение членов группы, состояние коммуникаций.

Первый из этих факторов определяет пространственную организацию общения членов

Таким образом, эффективность работы группы и удовлетворение ее членов зависит от сложного взаимодействия всех отмеченных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: