Менеджер, согласно своей роли, находится в центре конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего времени на разрешение различного рода конфликтов.
Управление конфликтами обязательно предполагает учет природы конфликтной ситуации.
Каждый тип конфликта требует своего метода решения, своего подхода, который определяется природой и динамикой развития конфликта, а также мерой открытости конфликта.
Вначале конфликт протекает в скрытой форме, но по мере разрастания напряженности конфликт становится открытым. В скрытой форме развитие конфликта идет медленно, в открытой форме – быстро.
Деловой конфликт при его неразрешении неизбежно перерастает в конфликт личностный, т.е. сохранить чисто деловую основу он долго не может.
Происходит смещение объекта конфликта с производства на межличностные отношения. Деловая причина конфликта часто забывается, и все сводится к межличностным отношениям.
Все эти и другие особенности необходимо учитывать руководителю при выборе того или иного метода управления конфликтом. Кроме того, необходим учет стадии развития конфликта.
Процесс развития конфликта можно представить на графике (рис.34).
![]() |
Пик конфликта
Период
Рис. 34. Развитие конфликта
Важная задача руководителя в том, чтобы войти в конфликт для управления на начальной стадии.
Методы управления конфликтами можно разделить на две категории: структурные (или деловые) и межличностные.
К структурным методам относятся следующие:







