Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включает и обычаи. Шариат основывается на Коране и Сунне, на сборниках мусульманского права, своды и кодексы которых выработаны школами ортодоксального ислама суннитского толка (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Разработка шариатских законов была завершена в 11-12 веках на Ближнем и Среднем Востоке. Право башкир на свободу вероисповедания и соблюдения традиций, обычаев, полученное в процессе принятия ими российского подданства, способствовало укреплению шариатских судов во второй половине 16 века и первой половине 18 века. В последующий период в связи с установлением контроля местных административных органов произошло ограничение компетенции шариатских судебных инстанций. Их права сузились до решения семейно-брачных наследственных дел и религиозных проступков. С 1788 высшей инстанцией духовного суда, соответственно и апелляционным органом стало ОМДС (Оренбургское Магометанское Духовное Собрание). В своей правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Духовенству мусульманскому при осуществлении судопроизводства запрещалось применять положения Шариата, которые противоречили законам российского государства. Они касались в основном системы телесных наказаний за нарушение мусульманской марали и нравственности, а также запрета ранних браков.
|
|
Круг дел решаемых духовным собранием и шариатскими судами: об увозе дочерей (умыкании), калым, невыполнение супружеской обязанности, раздел имущества, проступки мулл и других духовных лиц вообще, о жестоком обращении с женой, об уходе жены, о прелюбодеянии, избиении имамов, выход замуж за иноверца и т.д.
К соблюдению положений Шариата мусульманским населением центральные и местные власти относились не последовательно. Если в первой половине 19 века гражданские и военные власти неоднократно предписывали мусульманам строго исполнять положения Шариата, то со второй половины 19 века-начала 20 века правительственная политика, направленная против растущего влияния ислама носила декларативный характер. Планируемые мероприятия – передача семейно-брачных и имущественных дел в ведение гражданских судов, ограничение строительства мечетей, упразднение ОМДС из-за боязни крайних мусульманских выступлений не были осуществлены. Декреты Советской власти, принятые после Октябрьской революции 1917 года, ликвидировали шариатские суды.
Развитие психологии в XVII-XVIII веках
План лекции:
|
|
1. Психология нового времени (XVII век).
2. Психология в Эпоху Просвещения (XVIII век).
3. Зарождение и развитие ассоциативной психологии (конец XVIII века – начало XIX века).
XVII век называется «Новым Временем», так как именно в этот исторический период происходил особенно интенсивный рост промышленности (машинного производства) и градостроительства, а также приток новых технологий и колониальных товаров, результате чего произошло расширение потребностей в рабочей силе и сырье. Шли колониальные войны, активно развивалась морская торговля, связанная с тем, что в массовом сознании утвердился культ движения, путешествий и миграций, и были изобретены книгопечатание (И. Гуттенберг), порох и компас.
Также в этот период истории произошел взлет интеллектуальной активности, (всплеск научных открытий), в том числе было разработано новое понимание государственно-правовых проблем, а в народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека и национальной независимости.
В Новое Время происходило «раскрепощение» культуры, в первую очередь утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. В противовес официальной католической церкви отмечается рост протестантского движения и распространяется вольнодумие – то есть, народ начинает сознательно относиться к религии. В этот же период наука, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее.
В XVII веке произошло изменение предмета психологии: если ранее им была душа, то в Новое Время им стало сознание (уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью).
Представления Нового Времени о мире и душе:
Название: | Дуализм | Материализм | Идеализм |
Основные понятия: | Разделяются две независимые субстанции – душа (обладает мышлением) и тело (обладает протяженностью). Душа и сознание – тождественные понятия. Отрицается наличие бессознательных процессов. | Природа считается единой субстанцией, имеющей основные свойства: душу и тело, обладающие мышлением и протяженностью. Мышление – главное свойство души, равнозначной сознанию. Отрицается наличие бессознательных процессов. | Первооснова мира – монада, обладающая свойством восприятия и стремления. В душе выделяются перцепции (бессознательное) и апперцепции (сознательное). Содержание души шире, чем содержание сознания. |
Представители: | Рэне Декарт | Томас Гобс Бенедикт Спиноза | Вильгельм Лейбниц |
Представления Нового Времени о познании:
ü Сенсуализм (Джон Локк и Томас Гобс). Данное направление уравнивает разум и ощущения. Познание считается единым процессом восхождения от частных знаний к общим понятиям, а данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, и все понятия связаны с обучением, а ощущения пассивны. Выделяются первичные и вторичные качества. Происходит признание невозможности полной познаваемости мира.
ü Рационализм. В познании выделяются две ступени: первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущений (неполные знания), а вторая представляет собой интуитивное мышление (рациональная интуиция) и истинное познание мира. Общие понятия существуют в виде идей (Рэне Декарт) или в виде их предпосылок (Вильгельм Лейбниц), а общность законов мира идей и вещей – основа знаний (Бенедикт Спиноза). Субъективность познания происходит из субъективности знаний, но это не противоречит их истинности (Вильгельм Лейбниц).
Представления Нового Времени о свободе и регуляции поведения:
ü Эмоциональная регуляция (Бенедикт Спиноза).Последователи этой точки зрения считают, что эмоции регулируют деятельность и поведение человека. Существуют различные виды эмоций, связанные с влиянием окружающего мира и человек от них зависим. Разумное понимание этого влияния и осознание причин возникновения эмоций ведет к свободе (познанной необходимости).
|
|
ü Регуляция на основе рефлекса. Представители этого направления считают, что регуляция тела осуществляется с помощью рефлекса по законам механики. Рефлекс изменяется в зависимости от привычки и обучения, а душа лишь частично влияет на поведение за счет активных страстей.
История психологии Нового Времени в лицах:
Френсис Бэкон (1561-1626 года). Английский философ и основоположник современного английского эмпиризма, начавший новую эпоху в истории психологии. Он считал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции ее состава и перейти к опытному (эмпирическому) описанию процессов души. По его концепции выделяются два типа души:
ü Рациональная / божественная душа (обладает памятью, разумом, воображением, желаниями и волей).
ü Нерациональная / чувствующая душа (обладает способностью выбора, ощущениями и стремлением к благоприятным обстоятельствам, способна совершать произвольные движения).
Теория познания по Бэкону:
Работа органов чувств
(имеются идолы-ограничения)
Рациональная обработка чувственных данных
Типы ограничений-идолов эмпирического познания (если человечество сможет избавиться от них, то сможет отражать мир в своем сознании объективно, точно и конкретно) :
1. «Идолы рода» (заложены в самой природе человека).
2. «Идолы пещеры» (индивидуальные заблуждения отдельного человека).
3. «Идолы площади» (заблуждения, возникающие при взаимосвязи людей).
4. «Идолы театра» (вселившиеся в души людей идеи различных догматов философии).
Значение психологических идей Ф. Бэкона для истории психологии:
1. Завершил этап развития психологии, где предметом являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где предметом стало сознание.
|
|
2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт и эксперимент.
3. Предложил единую науку о человеке, частью которой является психология (философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, а антропология – наука, объединяющая знания о человеке) и заложил принцип междисциплинарного подхода к наукам.
4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметы и задачи, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.
Рэне / Картезий Декарт.