Введение. Директор лесотехнического

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Императора Петра I

Утверждаю

Директор лесотехнического

колледжа

____________ П.П. Горбатов

«____» ___________ 20___ г.

Материалы контрольной работы по учебной дисциплине

«Культурология»

Преподаватель О.В. Циунелис

Специальность:

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

250110 Лесное и лесопарковое хозяйство

Рассмотрено на заседании ПЦК Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №_____ от «___» ___________ 20___ г.

Председатель ПЦК ___________Е.В. Алиева

Преподаватель ______________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I

О.В. Циунелис

Методические рекомендации

По выполнению контрольной работы

По дисциплине

«Культурология»

г. Архангельск

Оглавление

Введение

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культурология»

Тема 1. Культурология как наука

Тема 2. Сущность и функции культуры

Тема 3. Происхождение культуры

Тема 4. Культура как система ценностей

Тема 5. Культура и общество

Тема 6. Культура и личность

Тема 7. Культура и мифология

Тема 8. Культура и религия

Тема 9. Культура и искусство

Тема 10. Типология культуры

Тема 11. Особенности русской культуры

Тема 12. Массовая культура

Тема 13. Культурологические концепции

Тема 14. Актуальные проблемы современной культуры

Тема 15. Мировые религии как часть мировой культуры

Тема 16. Культура и социальные общности

Тема 17. Элитарная культура

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Рекомендуемая литература

Приложение 1

Введение

Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее значимых при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт — личность, позволяет c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание, психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы.

Отсюда возникают задачи образования — обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана по мере возможности восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования.

Культурологическое образование призвано способствовать целостному пониманию мира и активному его преобразованию, осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. В ходе обучения по дисциплине «Культурология» обучающиеся должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (лесопромышленного комплекса)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности;

- владеть навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения;

- владеть навыками публичной речи.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- исходные понятия и термины культурологии;

- важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии;

- характеристики основных этапов развития культуры в истории общества;

- историю культуры России и родного края.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

  Наименование разделов и тем   Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
   
Раздел 1. Общая теория культуры  
Тема 1.1. Культурология, ее предмет, основные функции Культура, ее основные характеристики. Функции культуры. Культура и цивилизация. Формы культуры. Культурология, ее предмет и методы. Культурология в системе социально – гуманитарных знаний.
Тема 1.2. Школы и концепции мировой и отечественной культурологии Общественно-историческая школа (И. Кант, Г. Гегель, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский). Натуралистическая школа (социальный дарвинизм, фрейдизм, «функциональная я культуры» Б. Малиновского). Социологическая школа (Т.С. Элиот, П.А. Сорокин). Символическая школа (К. Леви-Стросс).
Тема 1.3. Культура как система Структура культуры. Периодизация культуры (различные подходы). Диалог культур. Формы культурной деятельности. Типологизация культуры. Искусство в системе культуры.
Раздел 2. Генезис и этапы развития мировой культуры  
Тема 2.1. Первобытная культура Становление искусства и мифа. Искусство эпохи первобытного общества. Скульптура и живопись палеолита. Архитектура палеолита.
Тема 2.2. Культура древних цивилизаций. Древний Египет Возникновение древних цивилизаций на территории северо-восточной Африки и в передней Азии (Древний Египет, Вавилон, Шумер).
Тема 2.3. Античная культура Общая характеристика античной культуры. Искусство Древней Греции: (крито-микенская культура, искусство архаики, греческая классика, эллинистическая культура). Культура Древнего Рима.
Тема 2.4. Культура периода Средневековья Христианское мировоззрение как основа культуры и искусства средневековья. Дороманский период в развитии культуры средневековья. Каролингское возрождение. Романский стиль. Готический стиль.
Тема 2.5. Культура эпохи Возрождения Гуманистическая культура эпохи Возрождения. Искусство Кватроченто. Высокое и позднее Возрождение. Северное Возрождение.
Тема 2.6. Культура Нового времени Культура эпохи Реформации. Культура эпохи Просвещения. Искусство XVI-XVIII вв. Культура Западной Европы XIX – начала ХХ вв.
Тема 2.7. Культура XX века Культура XX века – смерть культуры или рождение новой цивилизации? Авангардистское искусство нач. ХХ в. Модернизм как искусство самореализации художника. Авангардизм в архитектуре. Современная цивилизация – смерть культуры? Постмодернизм второй пол. ХХ в.
Раздел 3. Генезис и этапы развития культуры России  
Тема 3.1. Культура допетровской Руси Культура Киевской Руси. Русское искусство периода феодальной раздробленности. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура и иконопись Новгорода. Русская иконопись периода феодальной раздробленности. Московское зодчество и живопись ХV-ХVII вв.
Тема 3.2. Культура императорской России Русское культура и искусство XVIII –XIX вв. Русское искусство XVIII в. (петровское барокко, елизаветинское рококо, екатерининский классицизм). Русское искусство первой половины XIX в. Русское искусство второй половины XIX в. Культура «серебряного века». Литература и драматическое искусство «серебряного века». Живопись «серебряного века». Музыка и балет России конца XIX- начала XX вв. Архитектура модерна.
Тема 3.3. Советская культура Социалистический реализм. Советская культура 1920- 30-х годов. Советская культура 1930-х — 50-х годов. Советская культура периода хрущевской оттепели. Брежневский застой и перестройка (70 -80 гг. ХХ века).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: