double arrow

Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 145

ствует определенная разница между ним и способами трансляции научного знания в культуру. Передний край науки организован проблемно: множество разных исследовательских групп предла­гают свои методы и методики решения научной проблемы, в на­учных спорах и дискуссиях рождается истина. В то время как пе­редача полученного знания последующим поколениям осуществ­ляется в рамках дисциплинарно организованной науки.

Научная дисциплина понимается как определенная форма си­стематизации научного знания, связанная с его институализаци-ей, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа на­учной литературы (обзоров и учебников), с определенными фор­мами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подго­товку кадров1. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и переда­ется знание в системе образования.

Среди различных способов систематизации научных знаний дисциплинарная организация науки занимает особое место. На разных этапах развития культуры она получала различные обо­снования: онтологическое, гносеологическое, методологическое и, наконец, организационное, при котором развитие научной дис­циплины ставилось в связь с социально-организационными струк­турами (институтами, университетами, факультетами и т. д.).

То, что можно назвать дисциплинарным образом науки, на­чинает формироваться в древнеримской культуре. Цели образова­ния этого периода — практически житейские. И знание начинает рассматриваться с позиций «учитель — ученик» и пониматься не как теория, а как дисциплина. Дисциплинарно организованное зна­ние возникает именно в том случае, когда все накопленное зна­ние рассматривается под углом зрения трансляции его последую­щим поколениям. Для обучающегося знание предстает как дис­циплина, а для обучающего — как доктрина. И поэтому с пози­ции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказы­вается совокупностью доктрин.

1 Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 244.


1

146 _________________________ Основы философии науки

Для дисциплинарного образа науки характерно: трактовка зна­ния как объективно-мыслительной структуры, ориентация препо­давания на унифицированное расчленение и упорядочивание все­го знания и изложение его в различных компендиумах, энцикло­педиях и учебниках. Для римской культуры показательно стрем­ление все организовывать, систематизировать, приводить в поря­док, принимать дисциплину как главную ценность и норму, а от­сюда и структуру знания определять через призму дисциплиниру­ющей субординации. Исходя из этого, все знание трактуется как дисциплина и различать можно разве что научную и учебную дис­циплину.

Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции: учебного за­ведения и лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследования. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов: Болонье (1158), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229) и др. К 1500 г. их было 79,50 из них были созданы папами на осно­ве церковных школ.

Тесно взаимосвязанной с дисциплинарной структурой знания была и дисциплинарная организация учебного процесса, основан­ного на палочной дисциплине. Все было подчинено усилению рег­ламентации процесса обучения, желанию подчинить сознание уча­щихся общеобязательным нормам, призванным обуздать их нрав, дисциплинировать. Уставы, принимаемые университетами, оп­ределяли порядок чтения книг Библии, исполнительные функ­ции как преподавателей различных дисциплин, так и других ад­министративных лиц, предписывали нормы поведения обучаю­щимся и т. д.

Регламентация всех видов деятельности особенно усилилась с середины XIII в. когда в университетах была введена система оплаты труда преподавателей при помощи церковных бенефици­ев или жалования, выдаваемого светской властью. Регламенти­ровалось все и вся. Так, например, в Оксфордском университете устанавливался не только порядок чтения лекций (допустим, по римскому праву), но и предписывалось каждому обучающемуся уметь воспроизводить краткое содержание каждой главы, отчет­ливо излагать каждый закон, записывать текст и давать к нему комментарии и т. д. А постановлением Парижского церковного



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: