Основы философии науки. скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприят­ных для этого развития смысловых культурных контекстах пос­ледующих эпох

скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприят­ных для этого развития смысловых культурных контекстах пос­ледующих эпох.

В-третьих, смысл текста в процессе исторического развития изменяется. Каждая эпоха открывает — особенно в великих про­изведениях — что-то новое, свое. Новое понимание «снимает» ста­рый смысл, переоценивает его.

В-четвертых, понимание текста — это не готовый результат, а диалектический процесс, диалог разных культурных миров, ре­зультат столкновения смыслов «свое — чужое» (Бахтин), диалог текстов, личностей, культур.

В-пятых, понять текст чужой культуры — это значит уметь находить ответы на вопросы, которые возникают в нашей совре­менной культуре.

В современной литературе существуют различные классифи­кации видов, типов и уровней понимания. Так, Г. И. Рузавин вы­деляет три основных типа понимания:

A) Понимание, возникающее в процессе языковой коммуни­
кации, происходящей в диалоге. Результат понимания или непо-
нимания^здесь зависит от того, какие значения вкладывают собе­
седники в свои слова.

Б) Понимание, связанное с переводом с одного языка на дру­гой. Тут имеют дело с передачей и сохранением смысла, выра­женного на чужом языке, с помощью слов и предложений родно­го языка.

B) Понимание, связанное с интерпретацией текстов, произве­
дений художественной литературы и искусства, а также поступ­
ков и действий людей в различных ситуациях. Здесь недостаточ­
но ограничиться интуитивным постижением смысла (интуиция,
воображение, сопереживание и другие психологические факторы).
Это первый уровень понимания. Второй уровень понимания тре­
бует привлечения других средств и методов исследования: логи­
ко-методологических, аксиологических (ценностных), культуро­
логических ит. п.1

Говоря о понимании, следует обратить внимание еще на два важных момента.

1 См.:~Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М., 1999. С. 214-215.


 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: