double arrow

I.1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ДРУГИЕ СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕМУ ПОНЯТИЯ


Термин "культура учебного труда" на страницах профессиональной печати стал явлением вполне обычным, столь же обычным является и многозначность его понимания. В одних случаях под культурой учебного труда имеется в виду организационная сторона учебного процесса; в других - уровень способностей человека, проявляющихся в учебной деятельности; в третьих - набор учебных умений и навыков, обеспечивающих усвоение знаний, и т.д. Чтобы избежать разночтений, определим сущность понятия, обозначаемого термином "культура учебного труда" в нашем тексте. Попутно нам придется коснуться понятий "обучение" и "учение".

Вполне очевидно, что культура учебного труда есть часть социальной культуры, а потому основой его сущностного определения должно стать понятие культуры вообще, дополненное (а по сути ограниченное) в соответствии со спецификой учебной деятельности.

Однако строить планы всегда легче, чем их осуществить. Дело в том, что в науке используется множество дефиниций культуры, и все-таки наша задача облегчается тем, что, по край-ней мере, некоторые из них нашли место в словарях, а это можно расценивать как признак зрелости понятия. Наиболее подходящим для наших целей представляется определение культуры, данное в кратком философском словаре под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. Читаем: "Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном историческом этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и сопутствующих им учреждений" [2; 261].




Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского и таких его последователей как Н.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия и др., усвоение социальной культуры есть непременное условие развития всякого общества, а утрата механизмов передачи культуры равносильна его гибели, о чем свидетельствуют примеры инков, народности майя и других исчезнувших цивилизаций.

Поэтому каждое поколение предпринимает определенные усилия для того, чтобы передать весь накопленный до него и им самим культурный потенциал новому поколению, способствуя тем самым переходу последнего на более высокую ступень психического развития. Полнее всего это происходит в условиях обучения.

Мы придерживаемся мнения, что обучение в широком смысле "представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта" [3; 6]. Впрочем, более строгий анализ должен выделить здесь две самостоятельные функции: передачу опыта и его усвоение. Передаче опыта служит деятельность преподавания, осуществляемая преподавателями; усвоению - учебная деятельность или собственно учебный труд, осуществляемый учениками или студентами. Поэтому выражения "учение", "учебная деятельность" или "учебный труд" имеют ввиду "деятельность учащихся по достижению условий для усвоения какой-то части социального опыта" [Там же; 49]. Именно части, потому что, чем богаче накопленная обществом культура, тем заметнее разделение труда и тем ограниченнее число сфер деятельности, которые может освоить каждый отдельный индивид.



Частью социального опыта, которая должна быть усвоена студентом вуза, является содержание избранной им профессии. Учитывая сказанное, под культурой учебного труда студента мы будем понимать максимально возможный на данной стадии развития общества уровень учебных умений и навыков в области овладения избранной профессией.

Дополнительный материал к пониманию культуры учебного труда дает анализ такого связанного с ним понятия как "информационная культура". В самом широком смысле информационная культура - это система информационных ресурсов общества, которая предполагает создание, переработку, хранение, поиск, передачу и потребление информации [4; 33].

Информатизации общества придается огромное значение во всем мире, и, конечно же, это одна из наиболее серьезных проблем, стоящих перед нашей страной, поскольку отставание в этой сфере не может быть компенсировано ни природными, ни человеческими ресурсами.



В более узком смысле можно говорить об информационной культуре отдельно взятой социальной группы (учителей, студентов, библиотечных работников), информационной культуре учебного заведения (от детского сада до вуза) и т.д. В каждом из таких случаев речь идет о качестве организации информационных процессов, некоем внешнем по отношению к человеку информационном сервисе. Когда же встает необходимость охарактеризовать информационную готовность данного конкретного потребителя, тогда обычно прибегают к термину "информацион-ная культура личности", который редко употребляется в связи с высшей школой, хотя имеет прямое к ней отношение.

В самом деле, занятый передачей социального опыта, вуз не может привлечь весь предназначенный для передачи опыт в его непосредственном виде, а потому вещи, о которых идет в нем речь, в подавляющем большинстве случаев представлены здесь в свернутой, символической, вербализованной форме, то есть в виде информации. Передача социального опыта есть конечная цель учебной деятельности, предметом же ее является информация об этом опыте.

Таким образом, понятия "культура учебного труда" и "информационная культура личности" во многом совпадают, что дает нам основание использовать их иногда как взаимозаменяемые, и не только по литературным соображениям.

Выражения "рациональная организация учебной деятельности", "совершенствование учебного труда", "повышение эффективности учебной деятельности", "оптимизация учения", "научная организация учебного труда" также имеют некоторую общность, однако в специальной литературе [3; 34] принято различать их смысловые оттенки. Следуя этим традициям, будем считать, что рациональная организация учебной деятельности есть улучшение ее структуры и более целесообразная организация информационного поведения участников этой деятельности.

Совершенствование учебного труда означает обновление отдельных форм и методов учения, приведение их в соответствие с современными требованиями и влечет за собой частичное (нецелостное) его улучшение.

Повышение эффективности учебной деятельности, как правило, соотносится с более высокой ее результативностью безотносительно к тому, какими средствами она достигнута.

Оптимизация учения предполагает повышение эффективности не любыми, а наиболее целесообразными для данной конкретной ситуации средствами.

Научная организация учебного труда - понятие более широкое, чем только что перечисленные, так как включает в себя рационализацию, совершенствование и оптимизацию труда как более частные приемы. Ближе всего она находится к понятию культуры учебного труда, хотя полностью с ней и не совпадает. Научная организация учебного труда - это идеал и вместе с тем средство для достижения информационной культуры личности, которая в собственно психологическом смысле есть ничто иное как интериоризованный, внутренний результат учебного труда, поставленного на научную основу.

Таков краткий понятийный аппарат, который мы станем использовать в дальнейшем изложении.







Сейчас читают про: