№№ п\п | Перечень факторов | |||||||||||
Семинарские и практические занятия | ||||||||||||
Коллектив учебной группы | ||||||||||||
НПП | ||||||||||||
Актив группы | ||||||||||||
Производственная практика | ||||||||||||
Куратор | ||||||||||||
Экзаменационная сессия | ||||||||||||
Поощрения | ||||||||||||
Стипендия | ||||||||||||
Взысказывания | ||||||||||||
Перечень критериев. 1 - способствует приобретению знаний, необходимых в будущей работе, 2 - удовлетворяет познавательный интерес, 3 - способствует искоренению некоторых свойственных мне недостатков, 4 - развивает профессиональные умения и навыки, 5 - формирует научное мировоззрение, 6 - здесь я получаю признание моих способностей, 7 - помогает в освоении будущей специальности, 8 - расширяет кругозор, 9 - укрепляет мой авторитет в группе, 10 - способствует пониманию людей и установлению правильных с ними взаимоотношений, 11 - сообщает много интересных фактов, 12 - помогает трезво оценить свои возможности.
Нетрудно заметить, что предложенный студентам перечень критериев включает, по сути, три разных группы: 1, 4, 7, 10 - критерии профессионального становления; 2, 5, 8, 11 - познавательно-мировоззренческие критерии; 3, 6, 9, 12 - критерии самоутверждения и самосовершенствования личности. Поэтому далее были подсчитаны средние оценки для каждой группы критериев отдельно, а результаты сведены в табл. 2.
Пониманию механизма влияния объективных факторов на отношение к учению способствовало также изучение мотивов учебной деятельности испытуемых. Адаптировав для этих целей известные методики, мы предложили студентам второй опросный лист.
Таблица 2.
Критерии степени влияния факторов на отношение
Студентов к учению
Группы Факторов | Ф а к т о р ы | Критерии | ||
Проф. становления | Познавательные | Личностные | ||
Сильно положительно действующие факторы | Произв. практ. Семин. и практич. занятия Экзам. сессия Индивидуальная и самост. работа Стипендия | 4,75 4,70 4,00 4,75 2,75 | 3,75 4,35 4,50 3,00 1,50 | 4,50 3,75 3,75 4,50 4,75 |
Слабо положительно или отрицательно действующие факторы | Коллектив уч. группы Актив уч. группы Куратор Поощрения Взыскания | 2,25 2,00 2,00 1,00 1,25 | 1,25 1,75 2,50 1,25 1,00 | 3,00 2,25 1,75 2,75 2,25 |