Его цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос, стоит ли читать данный текст вообще?
Выборочное чтение напоминает чтение "по диагонали", когда просматриваются начальные и конечные фразы, а также по нескольку предложений в отдельных частях текста.
Читателю, начинающему осваивать этот вид чтения, полезно знать о правилах построения текстов, на которые обращают наше внимание финские исследователи Й.Ниссинен и Э.Воутилай-нен [44; 102]:
- в начальном абзаце автор, как правило, ставит проблему, обосновывает ее актуальность, выражает основные моменты текста;
- в последних абзацах главы, раздела, книги обычно содержится резюме, подводятся итоги, дается оценка всему сказанному;
- в заголовках и в подзаголовках в нескольких словах выражаются наиболее важные мысли, заключенные в тексте;
- первые предложения абзацев заключают переход к новым вопросам.
Если в ходе выборочного чтения вопрос о необходимости более подробного знакомства с текстом решен положительно, тогда прибегают к другому виду чтения, которое называют беглым.