Время (мин., сек.) | Скорость (слов в мин.) |
2.00 1.45 1.30 1.15 1.00 0.55 0.50 0.45 0.40 0.35 0.30 0.25 0.20 |
Кемеровские исследователи В.Ф.Вормсбехер и В.А.Кабин считают, что эффективность чтения сдерживают следующие факторы: внутреннее проговаривание, малое поле восприятия графической информации, неузнавание слов, возвраты к прочитанному (регрессии), неустойчивое внимание и плохая память [45; 22]. Отсюда тренировки должны быть направлены на:
1) отключение внутреннего проговаривания;
2) расширение поля зрения;
3) приобретение навыка мгновенно схватывать графическую информацию;
4) избавление от регрессий;
5) улучшение внимания и развитие памяти.
Рассмотрим возможные пути достижения этих целей.
Отключение внутреннего проговаривания
Зачем это нужно?
За долгие годы учебы в школе у нас вырабатывается привычка комплексного восприятия графической информации: мы видим слово, произносим его и воспринимаем на слух. При этом импульсы в мозг посылают сразу три рецептора: зрительный, речедвигательный и слуховой. В 1 классе это улучшает восприятие, способствует развитию речи и более грамотному письму, но потом превращается в тормоз. Дело в том, что пропускная способность зрительного канала на несколько порядков выше, чем слухового. Привычка к синхронному чтению вынуждает зрение приспосабливаться к более низкому темпу работы речедвигательного и слухового анализаторов, в результате скорость чтения не превышает 150 слов в минуту. Получается, что мы читаем как бы ушами.
|
|
Вместе с тем исследования показывают, что для понимания и запоминания графической информации, ее достаточно только видеть. Вот почему для увеличения темпа чтения нужно разрушить выполнивший свои задачи и оказавшийся ненужным стереотип. Сделать это не просто, но все-таки возможно и практика убеждает, что усилия стоят того: отключив внутреннее проговаривание, мы начинаем читать в 2-3 раза быстрее!
Хорошие результаты дает сочетание нескольких приемов. Среди них: чтение в заданном повышенном темпе, поиск информации в сжатые сроки, чтение с одновременным подсчетом слов, сдерживание микродвижений языка, губ и голосовых связок. Вот примерные упражнения, которые позволяют отключить внутреннее проговаривание.
Упражнение 1. Прочитайте текст 1 за 25 секунд, распределив это время на две колонки. Будьте очень внимательны, постарайтесь запомнить все детали инструкции.
Текст 1 (90 слов).