Стоимостные характеристики информационной деятельности. 1. Дидактическая: познакомить студентов с понятиями информатизация, информационная экономика, эффективность

1 курса СПО


Цели занятия:

1. Дидактическая: познакомить студентов с понятиями информатизация, информационная экономика, эффективность. Формировать представление об основных целях информатизации и об основных показателях экономической эффективности.

2. Воспитательная: привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

3. Развивающая: развитие внимания, памяти учащихся, развитие умения сопоставлять полученную информацию.

Тип занятия: лекция, беседа, практическая работа.

Оборудование: кабинет информатики и ИКТ

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Ход урока:

Деятельность преподавателя Деятельность студента
1. Организационный момент Характеризуется внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку
2. Проверка домашнего задания Опрос по предыдущим темам: Основные этапы информационного развития общества.
3. Изучение нового материала. Развитие информационных технологий во второй половине XX века привело к появлению такого понятия как информатизация. (записать в тетрадь). Информатизация – это широкое внедрение современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов различного профиля в учебную, научно-исследовательскую, управленческую, административную деятельность, в быт и досуг человека.
Как вы думаете, какова цель информатизации? - повышение оперативности и актуальности информации; - повышение качества информации за счет сокращения ошибок; - снижение времени на подготовку документов; - повышение качества обслуживания клиента; - повышение качества труда за счет сокращения рутинных операций; - повышение квалификации сотрудника при внедрении новых технологий. В увеличении производительности труда (студенты приводят примеры для каждого пункта):
Что относят к средствам информатизации? (записать в тетрадь) Информационная экономика – сектор экономики, включающий в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок. Устройства ввода/вывода информации, устройства обработки информации, устройства передачи и приема информации, многофункциональные устройства, устройства хранения информации
Что такое информационный продукт? результат деятельности человека, представленный на материальном носителе
Что такое информационная услуга? получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта
Представьте, что руководитель решил увеличить производительность труда на своем предприятии за счет внедрения в него информационных технологий. Как вы думаете, потребует ли это капитальных вложений? Да, т.к. необходимо будет приобрести компьютерную технику, программное обеспечение и д.р.
Внедрению информационных технологий должно предшествовать экономическое обоснование. Как вы думаете зачем? Чтобы рассчитать целесообразно (выгодно) ли будет внедрение информационных технологий
Иными словами, должна быть рассчитана эффективность применения информационных технологий. (записать в тетрадь). Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной техники при формировании, передаче и обработке данных.
Различают расчетную и фактическую эффективность. Как вы думаете, в чем разница между расчетной и фактической эффективностью? Расчетная эффективность определяется до внедрения информационных технологий еще на стадии только проектирования, а фактическая рассчитывается по результатам внедрения информационных в результате сокращения численности персонала, уменьшение расхода основных и вспомогательных материалов в следствии автоматизации конкретных видов информационных работ.
Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на: - прямой: экономия материально-трудовых ресурсов и денежных средств. За счет чего можно сэкономить? - косвенный: проявляется в конечных результатах деятельности организаций. Приведите примеры.  
Экономическую эффективность определяют с помощью трудовых и стоимостных показателей.При расчетах используют метод сопоставления базисного и отчетного периодов.Какой период принимают за базисный, а какой за отчетный? сокращение сроков составления документации, повышение культуры и производительности труда.
Чтобы рассчитать экономическую эффективность используют абсолютные и относительные показатели.Например, на ручную обработку документов следует затратить 100 чел./час. (T0), а при использовании информационных технологий - 10 чел./час. (T1). базисный – до внедрения информационных технологий, отчетный – после внедрения информационных технологий
Чему будет равен абсолютный показатель экономической эффективности в нашем примере? Относительный индекс производительности труда? (записать в тетрадь). Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет TЭК = T0 – T1
Что означает относительный индекс? 100 – 10 = 90 чел./час.
Используя индекс производительности труда JПТ, можно определить относительный показатель экономии трудовых затрат. На нашем примере при использовании информационной технологии, сколько процентов составит экономия? JПТ = 10/100=0,10 Что для обработки документов при автоматизации требуется по сравнению с ручной обработкой только 10 % времени
Вместе с трудовыми показателями, рассчитываются и стоимостные показатели, т.е. определяются затраты (в денежном выражении) на обработку информации при базисном (C0) и отчетном (C1) вариантах. Чему равен абсолютный показатель стоимости и индекс стоимости затрат? 90 %
Срок окупаемости затрат TОК устанавливается по формуле: Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением: CЭК = C1 - C0. Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле JСТ.ЗАТ = C1 / C0. (записать в тетрадь) ОК = КN / CЭК где КN - затраты на создание проекта

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: