Особенности развития конституционного законодательства Франции

Франция – крупное государство в Западной Европе, граничащее с семью государствами, омываемое Северным и Средиземным морями и имеющее ряд заморских территорий. Территория страны составляет 544 тыс. кв. км, население 65,4 млн чел. (2010 г.). Средняя плотность населения – около 108 чел. на 1 кв. км. Доля городского населения достигает 75%. Французы составляют 94% населения. Другие национальности: португальцы, алжирцы, итальянцы, марокканцы, турки. Государственный язык – французский. В отдельных регионах используются также бретонский, баскский, каталанский, фламандский и др. Большинство верующих – католики (90%), есть также протестанты 3–2%, мусульмане –1%, иудеи – 1%. Столица – г. Париж (2,2 млн чел.). Париж является столицей государства с X в.

В истории Франции были периоды переноса столицы в иные города, в частности в Версаль. В период Парижского восстания 1648– 1649 гг., известного также под названием Фронды, 10-летний Людовик XIV вместе с королевой-регентшей Анной и кардиналом Мазарини бежал в Версаль – парковый ансамбль, находившийся в 18 км от центра Парижа, где основал свою резиденцию, превратив Версаль фактически в столицу вплоть до Великой французской революции (См.: Французские короли и императоры. Серия “Исторические силуэты”. Ростов н/Д, 1997. С. 252-260.).

Государственность во Франции существует уже более полутора тысячелетий. От образования Франкского королевства (конец V в.), достигшего расцвета при Карле Великом (конец VIII – начало IX в.), превратившегося в мощную державу при Людовике XIV, а затем, после Великой французской революции, – в империю, заставившую содрогнуться всю Европу, и до современной Пятой республики наших дней. Особо насыщенными в этой истории оказались три последних столетия: рождение Республики, причем не одной, а пяти, и весьма разнообразных, казнь короля, реставрация монархии, восшествие на престол Наполеона (и даже не одного), национальная трагедия (утрата суверенитета в ходе франко-прусской войны 1871 г.), оккупация страны гитлеровской армией и возвращение в лоно демократии и социальной стабильности.

Конституционное законодательство Франции ведет свой отсчет со всемирно известной Декларации прав человека и гражданина, одобренной Учредительным собранием в 1789 г., в период Великой французской революции. В этом историческом документе были сформулированы наиболее важные положения конституционного характера: свобода и неприкосновенность личности, национальный суверенитет, законность, разделение властей и т.п.

Одним из разработчиков Декларации был маркиз Лафайет – лидер либеральных дворян, сторонник конституционной монархии, близкий друг Т. Джефферсона (автора Декларации независимости США). В свое время Лафайет участвовал в войне за независимость США в звании генерала американской армии.

Один из проектов Декларации был составлен Лафайетом по совету Джефферсона, находившегося во время революции в Париже в качестве посланника США (См.: Согрин В.В. Джефферсон. Человек, мыслитель, политик. С. 124.).

Первоначально Декларация не имела юридической силы, но поскольку впоследствии она стала рассматриваться как составная часть конституции, то ее вполне обоснованно можно отнести к актам конституционного характера.

Первая Конституция Франции датируется 1791 г. С тех пор было принято более 10 конституций, правда, в разных источниках сведения об их числе разнятся. Пользуясь историческими источниками, составим перечень французских конституций:

Первая – 1791 г.;

Вторая – 1793 г. (одобрена, но не введена в действие);

Третья – 1795 г. (Конституция III года Республики);

Четвертая – 1799 г. (консульская конституция Наполеона, или Конституция VIII года);

Пятая – 1801 г. (Конституция X года);

Шестая – 1803 г. (Конституция XI года);

Седьмая – 1814 г. (Хартия Людовика XVIII);

Восьмая – 1830 г. (Хартия Луи Филиппа Орлеанского);

Девятая – 1848 г. (Конституция Второй республики);

Десятая – 1852 г. (Первая конституция Наполеона III);

Одиннадцатая – 1875 г. (Конституция Третьей республики);

Двенадцатая – 1946 г. (Конституция Четвертой республики);

Тринадцатая – 1958 г. (Конституция Пятой республики)

Итого 13 конституций. Первая французская конституция была принята 3 сентября 1791 г. Учредительным собранием. Преамбулой Конституции стала Декларация 1789 г. Конституция учреждала конституцонную (дуалистическую) монархию. Законодательная власть закреплялась за однопалатным парламентом, а исполнительная власть отдавалась королю и министрам. Король обладал правом отлагательного вето.

Таким образом, Францию в настоящее время можно считать второй страной в Европе и третьей в мире (после США и Польши), где были приняты первые конституции в их современной форме. Из всех последующих французских конституций следует выделить Конституцию (1946), которая была принята на самом гребне послевоенной демократической волны и являлась, по мнению многих исследователей, самой демократичной за всю историю развития Франции.

Ныне действующая Конституция – Конституция Пятой республики – была принята в 1958 г. Во французской юридической литературе отмечается, что Пятая республика возникла как результат разрешения политического кризиса 1954-1958 гг., предопределенного войной в Алжире, антиправительственным мятежом в армии, иными обстоятельствами. Для преодоления кризиса было сформировано Временное правительство во главе с Ш. де Голлем, которому Конституционным законом от 3 июля 1958 г. было поручено подготовить проект новой конституции. В Конституционном законе было установлено, что в конституции должны быть непременно отражены следующие пять принципов: всеобщность выборов; разделение властей; ответственность правительства перед парламентом; независимость судебной власти и уважение прав и свобод человека. Подготовленный проект 28 сентября 1958 г. был одобрен на референдуме, и 4 октября 1958 г. Конституция вступила в силу.

Конституция 1958 г. состоит из преамбулы, 15 разделов и 99 статей2. Составными частями действующей Конституции являются Декларация прав человека и гражданина (1789) и преамбула Конституции (1946). Данная Конституция отличается от предыдущей меньшим набором демократических положений. Кроме того, сама структура Конституции дает наглядную картину изменения соотношения ветвей власти.

Конституция (1946) (в первоначальной редакции):

Преамбула

Раздел 1. О суверенитете и Национальном собрании.

Раздел II. О разработке законов.

Раздел III. Обсуждение и принятие законов.

Раздел IV. Совет министров.

Раздел V. Об уголовной ответственности министров.

Раздел VI. Президент Республики.

Раздел VII. Высший совет магистратуры.

Раздел VIII. Местные коллективы.

Раздел IX. Особые положения.

Раздел X. Пересмотр Конституции.

Конституция (1958) (в первоначальной редакции):

Преамбула

Раздел I. О суверенитете.

Раздел II. Президент Республики.

Раздел III. Правительство.

Раздел IV. Парламент.

Раздел V. Об отношениях между Парламентом и правительством. Раздел VI. О международных договорах и соглашениях.

Раздел VII. Конституционный совет.

Раздел VIII. О судебной власти.

Раздел IX. Высокая палата правосудия.

Раздел X. Экономический и социальный совет.

Раздел XI. О территориальных коллективах.

Раздел XII. О сообществе.

Раздел XIII. О соглашениях об объединении.

Раздел XIV. Пересмотр Конституции.

Раздел XV. Переходные положения.

Обе конституции начинаются с раздела о суверенитете. Второй раздел Конституции (1946) назывался “О разработке законов”, а второй раздел ныне действующей Конституции называется “Президент Республики” – По Конституции (1946) Президенту был посвящен шестой Раздел. Налицо изменение соотношения властей. Полномочия парламента в действующей Конституции довольно сильно урезаны по сравнению с теми полномочиями, которые он имел по прежней Конституции.

Конституция (1958) дает широкий простор для концентрации власти в руках исполнительных органов, прежде всего Президента. Усиление исполнительной власти может осуществляться через институт делегир40ванного законодательства, через четко закрепленное в Конституции положение об ограничении сферы законодательного регулирования и т.п.

Согласно Конституции фракция “является неделимой, светской, демократической и Социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования” (ст. 1).

Изменяется Конституция следующим образом. С инициативой об изменении или пересмотре Конституции могут выступать Президент по предложению Премьер-министра либо члены парламента.

Проект новой конституции в этом случае принимается парламентом двумя палатами и выносится на референдум, но Президент может передать проект конституции в парламент, объявив последний или созвав его в качестве Конгресса, т.е. в качестве своего рода учредительного сования. И тогда уже сам Конгресс принимает конституцию большинством в ТРИ пятых голосов (Именно этот способ использовался наиболее часто.).

Крупные конституционные реформы действующей Конституции Франции проведены в 1995 г – (изменено 17 статей); в 2003 г. (изменено девять статей и добавлено шесть); в 2005 г. (изменено пять статей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: