Развитие политической системы Франции в первой половине XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, Конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г.
Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпринимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.
Вступление Франции во Вторую мировую войну, поражение французских войск и подписание акта о капитуляции 22 июня 1940 г. привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское «правительство Виши» (по названию курортного города, где располагалась резиденция маршала Петэна). Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях. Рядом декретов Петэн отменил должность президента и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой законодательной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным, выражал интересы самых консервативных и профашистски настроенных кругов французского общества.
|
|
С первых же дней оккупации Франции германскими войсками внутри страны и за ее пределами возникает движение сопротивления. В Лондоне в противовес правительству маршала Петэна был образован Национальный комитет, который возглавил движение «Свободная Франция» (с 1942 г. – «Сражающаяся Франция»). Возглавил комитет генерал Шарль де Голль, который опирался на 70-тысячный корпус французских солдат и офицеров, которые были вывезены англичанами во время отступления летом 1940 г.
В 1943 г. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной. В конце 1944 г. практически вся территория Франции была освобождена.
Власть перешла к так называемому к Временному правительству Франции во главе с де Голлем. Было национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформирована система социального обеспечения, восстановлены демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной.
|
|
Главным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась острая борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Левые партии выступили за абсолютное верховенство парламента и усиление ответственности перед ним ограниченного в своих правах кабинета. Довоенные консервативные партии и радикалы настаивали на возвращение к конституции Третьей республики. Новые консервативные силы стремились к утверждению сильной президентской власти. Однако в сложившихся условиях резкий переход к президентскому режиму был невозможен. В этой обстановке своеобразным противовесом левым силам выступила крупная католическая партия Народно-республиканское движение. Эта партия, а также партия Демократический и социальный союз Сопротивления образовались в середине 1940-х гг. из группировок, входивших в правое крыло Сопротивления.
На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения высказалось за избрание Учредительного собрания и принятие новой конституции с последующим ее всенародным утверждением.
Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех коммунистам, имевшим популярность в связи с победой в войне СССР. Итак, большинство депутатских мандатов получили коммунисты, социалисты и Народно-республиканское движение. За них проголосовало соответственно 5,5, 4,5 и 4,5 млн. избирателей. Было образовано трехпартийное Временное правительство, которое выработало проект новой конституции на основе своей программы. Однако в том же году он был отклонен на референдуме в апреле 1946 г.
Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме в октябре 1946 г. второй проект конституции стал основным законом Франции. Установился режим Четвертой республики.
В преамбуле Конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Четвертой республики закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управление предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др.
Франция, согласно Конституции, должна представлять собой парламентскую республику.
Законодательная власть вручалась Парламенту, состоявшему из двух палат: Национальной ассамблеи (собрания) и Совета республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Нижняя палата парламента – Национальная ассамблея - провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальная ассамблея имела исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Национальная ассамблея абсолютным большинством должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность.
|
|
Совет республики, вторая палата, был наделен лишь совещательными функциями. Его рекомендации не были обязательны для Национальной ассамблеи. Он избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальной ассамблеей. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.
Высшим представителем государственной власти по Конституции являлся президент. Он избирался на совместном заседании обеих палат Парламента сроком на 7 лет, с правом переизбрания еще на один срок. Президентская власть была слабой. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов. Президент не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц, был лишен и ряда других важных прерогатив. Любые акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.
Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур Национальной ассамблеей.
Правительство несло коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходило в отставку.
В случае, если в течение 8 месяцев пройдут две отставки правительства по инициативе парламента, правительство могло просить президента о роспуске Ассамблеи и назначении новых выборов. В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Это положение имело целью предотвратить слишком частые правительственные кризисы и возможные попытки установления режима личной власти.
|
|
Конституция 1946 г. практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.
Однако принятие новой Конституции 1946 г. не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны.
Весной 1958 г. в Алжире начался антиправительственный мятеж, который начали офицеры, недовольные «мягкотелой» политикой правительства по отношению к колониям. Основной идеей мятежников стала передача власти де Голлю, который к еще в январе 1946 г. ушел с поста главы правительства, поскольку Национальное собрание отказалось поддержать его предложение о фактическом переходе Франции к режиму президентской республики с широкими полномочиями президента.
В 1958 г. де Голль заявил, что готов взять на себя ответственность за судьбу страну, только если будет отменена Конституция 1946 г., а правительство, во главе которого встанет де Голль получит чрезвычайные полномочия. Национальное собрание призвало к власти генерала де Голля, 1 июля утвердило его главой правительства и наделила чрезвычайными полномочиями.
По инициативе де Голля был подготовлен новый проект Конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку на всенародном референдуме высказалось 79% населения страны, и в октябре 1958 г. новая Конституция вступила в силу. В конце ноября 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание, а в декабре того же года генерал Шарль де Голль был избран президентом Франции, установив режим «личной власти». Установился политический режим Пятой республики, который действует во Франции вплоть до сегодняшнего дня.