double arrow

Падение Третьей республики. Четвертая республика во Франции

Развитие политической системы Франции в первой половине XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, Конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г.

Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными непарламентскими организациями: политическими партиями, предпринимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь выполняли их указания.

Вступление Франции во Вторую мировую войну, поражение французских войск и подписание акта о капитуляции 22 июня 1940 г. привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было образовано профашистское «правительство Виши» (по названию курортного города, где располагалась резиденция маршала Петэна). Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских колониях. Рядом декретов Петэн отменил должность президента и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой законодательной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным, выражал интересы самых консервативных и профашистски настроенных кругов французского общества.

С первых же дней оккупации Франции германскими войсками внутри страны и за ее пределами возникает движение сопротивления. В Лондоне в противовес правительству маршала Петэна был образован Национальный комитет, который возглавил движение «Свободная Франция» (с 1942 г. – «Сражающаяся Франция»). Возглавил комитет генерал Шарль де Голль, который опирался на 70-тысячный корпус французских солдат и офицеров, которые были вывезены англичанами во время отступления летом 1940 г.

В 1943 г. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной. В конце 1944 г. практически вся территория Франции была освобождена.

Власть перешла к так называемому к Временному правительству Франции во главе с де Голлем. Было национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформирована система социального обеспечения, восстановлены демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной.

Главным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась острая борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Левые партии выступили за абсолютное верховенство парламента и усиление ответственности перед ним ограниченного в своих правах кабинета. Довоенные консервативные партии и радикалы настаивали на возвращение к конституции Третьей республики. Новые консервативные силы стремились к утверждению сильной президентской власти. Однако в сложившихся условиях резкий переход к президентскому режиму был невозможен. В этой обстановке своеобразным противовесом левым силам выступила крупная католическая партия Народно-республиканское движение. Эта партия, а также партия Демократический и социальный союз Сопротивления образовались в середине 1940-х гг. из группировок, входивших в правое крыло Сопротивления.

На проведенном в конце 1945 г. референдуме большинство населения высказалось за избрание Учредительного собрания и принятие новой конституции с последующим ее всенародным утверждением.

Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех коммунистам, имевшим популярность в связи с победой в войне СССР. Итак, большинство депутатских мандатов получили коммунисты, социалисты и Народно-республиканское движение. За них проголосовало соответственно 5,5, 4,5 и 4,5 млн. избирателей. Было образовано трехпартийное Временное правительство, которое выработало проект новой конституции на основе своей программы. Однако в том же году он был отклонен на референдуме в апреле 1946 г.

Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме в октябре 1946 г. второй проект конституции стал основным законом Франции. Установился режим Четвертой республики.

В преамбуле Конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Четвертой республики закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управление предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др.

Франция, согласно Конституции, должна представлять собой парламентскую республику.

Законодательная власть вручалась Парламенту, состоявшему из двух палат: Национальной ассамблеи (собрания) и Совета республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Нижняя палата парламента – Национальная ассамблея - провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальная ассамблея имела исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Национальная ассамблея абсолютным большинством должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность.

Совет республики, вторая палата, был наделен лишь совещательными функциями. Его рекомендации не были обязательны для Национальной ассамблеи. Он избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальной ассамблеей. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Высшим представителем государственной власти по Конституции являлся президент. Он избирался на совместном заседании обеих палат Парламента сроком на 7 лет, с правом переизбрания еще на один срок. Президентская власть была слабой. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов. Президент не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц, был лишен и ряда других важных прерогатив. Любые акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур Национальной ассамблеей.

Правительство несло коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходило в отставку.

В случае, если в течение 8 месяцев пройдут две отставки правительства по инициативе парламента, правительство могло просить президента о роспуске Ассамблеи и назначении новых выборов. В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Это положение имело целью предотвратить слишком частые правительственные кризисы и возможные попытки установления режима личной власти.

Конституция 1946 г. практически сохранила в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Однако принятие новой Конституции 1946 г. не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны.

Весной 1958 г. в Алжире начался антиправительственный мятеж, который начали офицеры, недовольные «мягкотелой» политикой правительства по отношению к колониям. Основной идеей мятежников стала передача власти де Голлю, который к еще в январе 1946 г. ушел с поста главы правительства, поскольку Национальное собрание отказалось поддержать его предложение о фактическом переходе Франции к режиму президентской республики с широкими полномочиями президента.

В 1958 г. де Голль заявил, что готов взять на себя ответственность за судьбу страну, только если будет отменена Конституция 1946 г., а правительство, во главе которого встанет де Голль получит чрезвычайные полномочия. Национальное собрание призвало к власти генерала де Голля, 1 июля утвердило его главой правительства и наделила чрезвычайными полномочиями.

По инициативе де Голля был подготовлен новый проект Конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку на всенародном референдуме высказалось 79% населения страны, и в октябре 1958 г. новая Конституция вступила в силу. В конце ноября 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание, а в декабре того же года генерал Шарль де Голль был избран президентом Франции, установив режим «личной власти». Установился политический режим Пятой республики, который действует во Франции вплоть до сегодняшнего дня.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: