double arrow

Правительство Франции. Состав, порядок формирования, функции, полномочия

Правительство состоит из Премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается Президентом страны самостоятельно. Назначенный Президентом Премьер-министр представляет Президенту кандидатуры министров для назначения их на должность. Установлен принцип несовместимости должности члена правительства с депутатским мандатом или какой-либо должностью на государственной службе, а также с иной профессиональной деятельностью. В то же время не запрещается совмещать должность министра с мандатом муниципального советника или с должностью мэра.

Правительство действует в двух формах: как Совет министров и как Кабинет министров.

Совет министров заседает под председательством Президента страны и решает наиболее важные вопросы государственной жизни, в частности вопросы делегированного законодательства. Данные акты принимаются в форме ордонансов и подписываются Президентом. Кроме того, на заседаниях Совета министров рассматриваются вопросы обороны и национальной безопасности, назначаются на должность государственные советники, послы и посланники и некоторые иные (ст. 13 Конституции). Все акты Совета министров подписываются Президентом. Раз в неделю – по средам – правительство Франции собирается на заседание в Елисейском дворце под председательством Президента республики. На заседании присутствуют все министры.

Кабинет министров заседает под председательством Премьер-министра и рассматривает вопросы текущей деятельности. Принимаемые Кабинетом министров акты подписываются Премьер-министром и контрасигнуются соответствующим министром, в компетенцию которого входит исполнение принятого решения.

Правительство обладает важными полномочиями в сфере так называемого регламентарного регулирования, когда парламент издает свои акты по вопросам, не отнесенным к исключительно законодательному регулированию. Как уже отмечалось, правительство в этом случае может своим декретом изменить акты, изданные законодательным путем, получив соответствующее заключение Государственного совета (ст. 37 Конституции).

В соответствии со ст. 51-1 Конституции Правительство может по собственной инициативе или по требованию парламентской фракции меньшинства внести на обсуждение одной из палат резолюцию по определенной теме. По решению Правительства по этой резолюции возможно проведение голосования, но это не связано с вопросом о доверии Правительству.

Во Франции действует также институт делегированного законодательства. Смысл этой категории состоит в том, что Правительство может войти в парламент с вопросом о предоставлении ему права принять свой акт, издаваемый в форме ордонанса, по тем вопросам, которые Конституцией отнесены к сфере законодательной деятельности парламента. Необходимость принятия такого акта может быть вызвана определенными жизненными обстоятельствами: необходимостью оперативного урегулирования вопроса и т.п. Парламент предоставляет Правительству соответствующее полномочие, которое имеет ограниченный срок действия. Парламент предписывает Правительству в течение определенного срока внести в парламент законопроект об утверждении ордонанса. Если же Правительство в течение установленного срока не вносит законопроект, то оно утрачивает контроль над этим актом: изменяться данный акт после истечения установленного срока может только законом (ст. 38 Конституции).

Премьер-министру помогает внушительный вспомогательный аппарат: его собственный комитет, генеральный секретариат планирования, генеральный секретариат национальной обороны, юридическая и технические службы, а также генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами.

То, что Правительству Франции отведена важная роль, подтверждает тот факт, что размер окладов членов Правительства достаточно высок. Даже после увеличения оклада Президента Республики Премьер-министр получает больше – 240 тыс. евро.

Члены Правительства несут уголовную ответственность за акты, совершенные ими при выполнении своих функций и квалифицируемые как преступления или деликты на момент их совершения (ст. 68-1). Члены Правительства подсудны Суду Республики, который состоит из 15 судей. 12 судей избираются Национальным собранием и Сенатом (по шесть судей), а три судьи являются членами Кассационного суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: