double arrow

Цены на другие товары

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

Различают условно три группы "других" товаров:

- нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;

- заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;

- дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. В общем случае закон спроса гасит: чем выше цена товара при прочих равных условиях, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара готовы приобрести покупатели.

5 Экономические ожидания потребителей.

К неценовым факторам влияющим на спрос относят:

- изменения в денежным доходах населения;

- изменения в структуре и количестве населения;

- изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары);

- экономическая политика государства;

- изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.

Изменения спроса и величины спроса

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1 рис. 5.9).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2 рис. 5.9).

Кривая спроса –кривая показывающая, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Рисунок 5.9 – Изменение спроса и изменение величины спроса

§ – Цена

§ – Объем спроса

§ – Кривая спроса

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Пример

Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице 5.1.

Таблица 5.1Зависимость объема спроса товара Х от его цены

Цена (Р) (долл.) Объем спроса (Qd) (кг)
   
   
   
   
   
   

Нарисуйте кривую спроса данного товара и покажите, как она изменится, если покупатели будут предпочитать приобретать на 20 кг больше при каждом уровне цен?

Алгоритм решения

Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема спроса при определенной цене. Соединив точки, получим кривую спроса рис. 5.10.

В результате сдвинется и кривая спроса, она разместится правее d1.

 
 


Рисунок 5.10 – Положение кривой спроса

Увеличение спроса на 20 единиц изменит предпочтения потребителей, что проявится в увеличении объема спроса. Так, при цене 20 $ покупатели будет готовы приобрести не 320 кг, а 340, при цене 30 $ - 300 кг, при 40 $ - 260. Построим еще один столбец в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Расчет показателей зависимости объема спроса товара Х от его цены

Цена (Р) (долл.) Объем спроса (Qd1) (кг) Объем спроса (Qd2) (кг)
     
     
     
     
     
     

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Предложение – это зависимость между всеми возможными ценами на товар и количеством товара, которое готовы (хотят и могут) продать (поставить на рынок) продавцы. Количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене, называется величиной предложения.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения – это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях.

Закон предложения – объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

В общем случае закон предложения гласит: чем выше цена на товар, тем больше величина предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем меньше количество товара готовы предложить продавцы:

К неценовым факторам предложения относят:

- изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

- выход на рынок новых фирм.

- изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

- природные катастрофы

- политические действия и войны

- перспективные экономические ожидания

- фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

Кривая предложения – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Изменение в величине предложения это переход от одной точки к другой на постоянной кривой предложения, характеризующее изменение объема производства, по мере изменения уровня цен.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

1 Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1, рис. 5.11).

2 Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2, рис. 5.11).

Рисунок 5.11 – Изменение предложения и изменение величины предложения

§ Q – кол-во продукции, которое готов предложить производитель

§ S – предложение

Пример.

Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице 5.3.

Таблица 5.3 – Зависимость объема предложения товара А от его цены

Цена (Р) (тыс. грн.) Объем предложения (Qs) (шт.)
   
   
   
   
   
   

Покажите на графике, что произойдет с кривой предложения данного товара, если производители увеличат предложение товара А на 10 единиц при каждом уровне цен.

Алгоритм решения

Сначала нарисуем новую таблицу 5.4, чтобы показать изменения в предложении товара.

Таблица 5.4 – Изменения в предложении товара

Цена (Р) (тыс. грн.) Объем предложения (Qs1)(шт.) Объем предложения (Qs2) (шт.)
     
     
     
     
     
     

Теперь нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема предложения при определенной цене. Соединив точки, получим кривую предложения s1. Затем построим новую кривую предложения s2, соответствующую новым значениям предложения при разных ценах рис. 5.12.

Рисунок 5.12 – Изменение кривой предложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: