Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
• уровнем развития логопедии как науки;
• связью теории и практики;
• характером дефекта и степенью выраженности симптоматики нарушения;
• возрастом человека, состоянием его здоровья;
• психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого нарушения;
• сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;
• реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия;
• мастерством и личностными качествами логопеда. Дальнейшая разработка принципов и методов логопедического воздействия повысит его эффективность. По мере развития логопедии как науки и развития системы специальных учреждений возрастает актуальность разработки частных методик и общих принципов логопедического воздействия.
Дислалия
Как уже отмечалось выше, у большинства детей звукопроизношение к 4 — 5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis — расстройство и lalia — речь).
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. В настоящее время дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.