Схема 15. Концептуальные программы и основные концепции постнеклассического естествознания

v Концепция инноваций и инновационной деятельности как статуса современной, конкурентноспособной, эффективной деятельности. v Концепция конвергенции естественных, социально-экономических, социально-гуманитарных, коммуникативных, технологических наук в так называемом НБИКС- комплексе (нано-, био-, информационные, когнитивные, социально-экономические технологии) когнитивный-познавательный. Нанотехнологии – это процессы и объекты с характерной длиной от 1 до 100 нм, т.е. это ключевое направление развития современной промышленности и науки, объединяющее физику микромира, молекулярную физику и химию, молекулярно-генетическую биологию на основе атомного и молекулярного конструирования неживой и живой материи. v Развитие современной эволюционной картины мира в комплексном характере междисциплинарных научных исследований в глобальной экологической стратегии естественнонаучного мышления с опорой на экологию, как науку о ценности природы и целостное восприятие мира. v Мощное развитие международных научных мегапроектов в рамках всех естественных наук, и прежде всего физики (Большой адронный коллайдер (БАК), рентгеновский лазер и др.), астрофизики (загадки темной материи и темной энергии), эволюционной химии и генной инженерии, информационных технологий.

История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления

Развитие естествознания за прошедшие с появлением натурфилософии две с половиной тысячи лет сопровождалось последовательной сменой, как отмечено в предыдущем задании, протонауки, классики, неоклассики и постнеоклассики. При этом фундаментальную роль в классике и даже неоклассике играли физические картины мира: механистическая, электромагнитная, квантово-полевая и единая теория поля. В постнеоклассике на первый план вышла современная эволюционная картина мира, включившая в себя и единую теорию поля. Видный российский философ М.К. Мамардашвили показывает, что «онтология ума с опорой на физический образ мышления есть рациональность или идеал рациональности». Он же доказывает, что «классический идеал рациональности, который задаёт и классическую стратегию естественнонаучного мышления КСЕМ (см. схему 16), и взаимосвязан с пространственной объективизацией знания о физических телах, мы покупаем ценой нашего непонимания сознательных явлений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: