Лекция 3. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в контексте развития исследовательских программ и картин мира

План лекции

1. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира.

2. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом и неклассическом естествознании.

3. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании.

4. Основные идеи и понятия общего естествознания.

Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира

Понятие материи и сознания тесно связаны с понятием бытия. Проблема «осознания бытия в целом» связана, как отмечает немецкий философ и культуролог Карл Ясперс с завершением мифологической и началом совсем другой эпохи-эпохи рационального переосмысливания всей жизни человечества, включая и переосмысливание мифов как основополагающих смысловых структур того периода.

К. Ясперс отмечает: «В это время были выработаны основные категории, посредством которых мы мыслим до сих пор, и были созданы мировые религии, опираясь на которые, люди живут и поныне». Благодаря описываемому процессу были поставлены под вопрос воззрения, нравы и положения, которые до этого ценились неосознанно. Все завертелось в водовороте и этот период, который с точки зрения концепции аналитического естествознания, можно назвать протонаучным, охватил эпохи античной натурфилософии и средневековой схоластики и раннего Ренессанса, т.е. с VI в. до н.э. и до второй половины XVI в.

При этом было осознанно, что бытие есть единство субъективной и объективной реальностей, что нашло отражение в основных сегментах Мира (Универсума) в виде пересечения Логоса, Природы и Человека (см. схему 17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: