Схема 18. Протонаучная картина мира. (VI в. до н.э.- XVIв.)

Основные представления о материи, движении и взаимодействии Основные идеи и принципы (лат.principium- основа, первоначало)
v Представление о материи на основе взаимодействия реальных объективных материальных субстанций- первоначал мира, например четырех стихий в античной натурфилософии: вода, воздух, земля и огонь; эфира, а затем и неотделимых от вещей чисел у Пифагора и пифагорейцев. v Корпускулярная (атомистическая) концептуальная программа, согласно которой мир состоит из материи, которая образуется в результате взаимодействия и движения корпускул (атомов) и пустоты (Левкипп, Демокрит, Эпикур). v Континуалистская концептуальная программа, согласно которой материя бесконечно делима, пустота отсутствует, и материя заполняет все пространство (Анаксагор-Аристотель). Первичная материя под воздействием «первичных сил»- горячего, холодного, сухого и мокрого - переходит в одну из четырех «стихий»: огонь, воздух, воду и землю. Стихии, в свою очередь, могут как переходить из одной в другую, так и вступать в различные соединения и образовывать «вещества»: камни, металлы, мясо, кровь, глину, шерсть и т.д. и как логичный результат из веществ создаются тела. v Аристотель ввел также понятия естественных и насильственных движений тел. Для земных тел естественным является перемещение или вниз («тяжелые тела») или вверх («легкие тела»). Для небесных тел естественным предполагалось их круговое движение вокруг Земли как центра Космоса. Считалось, что причина естественных движений заложена в их природе. Насильственное движение объяснялось действием сил на тела, и оно прекращалось, если сила перестала действовать. v В эпоху средневековой схоластики в лице Альберта Великого и «князя философии» Фомы Аквинского была предпринята попытка связать христианское вероучение с натурфилософией Аристотеля и следовательно с натурфилософскими представлениями о материи, движении и взаимодействии. В этом плане большую роль сыграли и мыслители арабско-мусульманского мира. v Идея детерминированного упорядочивания Хаоса Космосом. v Принцип элементарности (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество). Мир по Аристотелю - вращающий Космос, который является некой ограниченной сферой, в центре которой расположена Земля (геоцентрическая картина мира). v Принцип «перводвигателя» - Бога, т.е. первоначального толчка, от которого возникло движение в Космосе, пространство и время и «первичная материя». v Идея представления времени в двух понятиях: «метаболе» - превращение и «кинезис» - движение. v Принцип схоластического антропоцентризма: Человек как центр Вселенной и конечная цель мироздания. Переход к одной духовной субстанции - всемогущему Богу. Основной тезис - иерархический порядок в природе и обществе создан Богом. v Принцип философии Ф. Аквинского - гармония веры и разума в «универсалиях трёх видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме)». v Развитие не только категориального («универсального») мышления, но и научного метода абстрагирования в поисках отношения общего к единичному. v Концепция методологического принципа, названного впоследствии «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости». (У. Оккам). v Принцип эмпиризма: «Доводов предостаточно, необходим опыт» (Р. Бэкон). v Концепция «натуральной магии», основанной на вере в чудеса Природы и их использования человеком («Фаустовский факел» Ренессанса или Возрождения античной красоты, мысли, науки). (Леонардо да Винчи, Теофраст Парацельс, Ф. Бэкон и др.)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: