Схема 63. Единое поле сознания в терминах и понятиях, характеризующих особую физиологическую сущность человека

v Сознание. В рамках материализма сознание определяли как высшую форму отражения мозгом человека окружающего мира в форме сознания. В рамках дуализма сознание - это особая форма бытия, включающая в себя как материалистическое, так и идеалистическое познание мира. В последние годы формировалась и становилась всё более популярной в философии и особенно в нейрофизиологии концепция сознания как реального биологического феномена. Она противоположна и дуализму и материализму. Согласно этой концепции сознание состоит из внутренних, качественных, субъективных состояний: ощущать, знать, мыслить и чувствовать. Сновидения при таком подходе тоже являются формой сознания (иногда говорят о подсознании), хотя они во многом отличаются от обычного сознания во время бодрствования. Главные черты сознания в рамках данной концепции заключаются в том, что оно качественно, субъективно и едино. Качественность, субъективность и единство - не отдельные черты, скорее, как отмечает крупный американский философ Джон Сёрль, они являются аспектами одного свойства, и это свойство - глубинная сущность сознания, которая, на наш взгляд, подлежит все более возрастающему естественнонаучному познанию.
v Эмоции - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.
v Память - способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. При этом эта способность мозга не может быть сведена к компьютерным программам или к функциональным состояниям некой системы. Она включает в себя прежние впечатления, интеллектуальное оценивание, опыт, «направление соответствия от разума к миру и направление причинности от мира к разуму».
v Внимание - сосредоточенность, избирательно познавательная направленность физиологических процессов, нацеленная на определенный объект, значимый в данный момент. Очевидно проявляется и в «направлении соответствия от разума к миру и направлении причинности от мира к разуму».
v Мышление - сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решения новых жизненных задач. Верхняя граница продуктивности мышления задается индивидуальным уровнем общего интеллекта, который можно разделить на вербальный (лингвистический), пространственный и формализованный (физико-математический) подуровни. При этом, пожалуй, сознательная рациональность должна служить причинным механизмом, который работает причинно, хотя и не на основе предварительных достаточных причинных условий.
v Разум - способность понимания и осмысления; в ряде философских учений - высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей, высший уровень мышления. Однако, как подчеркивал академик Н.Н. Моисеев, мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным рационалистическим представлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой сущности особенно важно при рассмотрении биосоциокультурной модели человека.

Взаимодействие общества и природы задает неклассическую модель феномена человека, «как существа трехстороннего - биосоциокультурного». Такая модель феномена человека была предложена культурологом, социальным антропологом М.С. Каганом и приведена в схеме 64 с опорой на три понятия, которые системно задают сложную самоуправляющуюся целостную систему феномена человека. В эту же схему введена неклассическая модель рациональности с опорой на понятия биоэтики, социальной этики, здоровья и валеологии, усилившая сложность феномена человека в рамках неклассического разрыва между желаниями и убеждениями и самим действием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: