Краткий словарь

Бенчмаркинг - направление маркетинговой деятельности по получению информации о приоритетных направлениях в деятельности конкурентов с последующим ее анализом.

Бренд - определенный образ в представлении потребителя, набор впечатлений и ассоциаций, которые позволяют потребителю различать и выбирать тот или иной товар.

Емкость товарного рынка - возможный объем реализации товаров при данном уровне и соотношении цен.

Диверсификация - процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного стратегического подразделения.

Жизненный цикл товара - эволюция потенциального спроса на товар во времени. В классическом варианте обычно выделяют пять этапов жизненного цикла товара: исследование и разработка, внедрение, рост, зрелость и спад.

Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) - набор допускающих контроль переменных, факторов маркетинга, совокупность которых предприятие использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Конкурентоспособность предприятия - относительная характеристика, выражающая отличия развития конкретного предприятия от развития других по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность товара - относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Контроль маркетинга - постоянная проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга, сравнение норм и реального положения.

Конъюнктура - сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движение цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и иные экономические показатели.

Марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации и выделения товаров или услуг одного продавца или группы продавцов среди товаров и услуг конкурентов.

Маркетинг - комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию, ценообразование, разработку товаров и их доставку существующим и потенциальным покупателям.

Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием маркетинговой задачей, их сбор, анализ и отчет о результатах и выводах.

Маркетинговые коммуникации - умения и навыки по передаче определенных сообщений (идей, знаний, фактов, ценностей) тем, кто их принимает, с намерением убедить потребителя сделать выбор в пользу конкретного товара или услуги.

Марочное название - произносимая часть марки. Чтобы товар был конкурентоспособен на рынке, его марочное название должно отличаться от других, содержать намек на определенное качество и выгоды, а также оно должно быть коротким и запоминающимся, но не случайным.

Марочный знак (эмблема) - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, как-то: символ, изображение или Специфическое шрифтовое оформление.

Операционный маркетинг - активный процесс с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на удержание существующего рынка, заключающийся в использовании всех средств маркетинга: товар, цена, сбыт, коммуникации - для достижения поставленных целей.

Персональное продвижение (продвижение «лицом к лицу») - продвижение с немедленной обратной связью, которое осуществляется агентом по сбыту, коммивояжером.

План маркетинга - документ, включающий рыночные цели предприятия, маркетинговые решения, а также при расширительном понимании - ресурсы, рабочий график (контрольные сроки) и средства контроля.

Планирование маркетинга - процедура, маркетинговая деятельность по разработке планов и стратегий маркетинга, маркетинговых программ. Осуществляется на уровне предприятия и на уровне службы маркетинга.

Позиционирование - обеспечение продукту конкурентного положе­ния на рынке.

Портфельный анализ - описание предприятия как совокупности стратегических хозяйственных единиц (СХЕ). В портфельном анализе СХЕ рассматриваются с точки зрения стратегического развития предприятия в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Портфельный анализ помогает выяснить, какая СХЕ наиболее перспективна и обеспечит в будущем успех или, напротив, утратила свою привлекательность.

Продвижение - информирование потребителей (покупателей) о продукте, предприятии, марке; передача информации от продавца к потенциальному покупателю с целью влияния на его отношение к товару.

Продукт - средство удовлетворения потребностей, которое производится для внешнего потребления.

Реклама - любая оплаченная форма неперсонального представления идей, товаров или услуг конкретным заказчиком.

Рыночная ниша - ограниченная по масштабам с четко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявить свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами.

Сбытовая сеть - структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение потребителей.

Сбытовая стратегия - такая маркетинговая стратегия предприятия, которая определяет возможности оптовой и розничной торговли, потребности в обслуживании, потребности в интеграции сбытовой деятельности, типы посредников и их роль в цепочке сбыта, оптимальная структура методов и каналов сбыта с позиций удобства для потребителей.

Сегментирование рынка - деление рынка на четкие группы покупателей со схожими потребностями и поведенческими или мотивационными характеристиками.

Стратегические хозяйственные единицы (СХЕ) - в основном независимые друг от друга сферы деятельности предприятия, которые характеризуются особой, связанной с клиентами, рыночной задачей, четко отделяемые от других СХЕ продуктами или группами продуктов, а также однозначно определяемым кругом клиентов. Различные СХЕ имеют разные рыночные шансы и риски.

Стратегический маркетинг - планирование, разработка и реализация стратегических направлений развития предприятия с использованием средств и методов маркетинга.

Стратегия - направление или программа действий предприятия, выявляющая приоритеты и ресурсы для достижения его основных целей.

Товар - любой материальный продукт, который производится и (или) предлагается для внешнего потребления.

Товарный ассортимент (ассортиментный ряд) - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.

Товарная стратегия - стратегия предприятия по развитию продуктов, разработке новых товаров, присвоению марочных названий, обеспечению их качества и конкурентоспособности.

Товарная политика - комплекс стратегических маркетинговых решений, определяющих тактические решения по разработке параметров направления «продукт» комплекса маркетинга, включая формирование свойств продукта и его облика в целом, формирование ассортимента, инновационный маркетинг, разработку упаковки, «брэндинг», объем производства.

Товарный знак - марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права фирмы на пользование марочным названием или марочным знаком.

Товародвижение - перемещение товаров в экономическом и (или) географическом пространстве.

Товарооборот - объем продаж в натуральном или чаще в стоимостном выражении за определенный период.

Упаковка - вместилище или оболочка для товара.

Хозяйственный портфель предприятия - совокупность хозяйственных единиц (или бизнес-единиц), принадлежащих одному и тому же владельцу (предприятию).

Ценовая стратегия - выбор предприятием определенного уровня цен на свою продукцию и определение возможной динамики изменения исходной цены на нее в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.

Public relations (PR) - отношения с общественностью, система связей предприятия с организациями -непотребителями и общественностью в целом, включая средства массовой информации и общественные организации. Цель PR - формирование и поддержание благоприятного общественного мнения, имиджа предприятия и его продуктов.

SWOT-анализ - метод маркетинговых исследований, позволяющий дать комплексную характеристику предприятию или его стратегическому хозяйственному подразделению с двух позиций - «силы — слабости предприятия» и «возможностей - угроз предприятию».


Список рекомендуемой литературы

1. Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 223с.

2. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480с.

3. Данько Т. П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 334с.

4. Кеворков В.В. Практический маркетинг – 2. Руководство по внедрению. М.: РИП-холдинг, 2002. – 254с.

5. Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.-368с.

6. Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг. – СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС ИНВЕСТ», 2002.-272с.

7. Кунявский М.Е., Кублин И.М., Распоров К.О. Управление маркетингом промышленного предприятия. – М.: Междунар. отношения, 2004. – 376с.

8. Ламбен Ж-Ж Менеджмент, ориентированный на рынок (стратегический и операционный маркетинг). - СПб.: Питер, 2006. – 800с. – (Серия «Классика МВА»).

9. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-631с.

10. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник / Под ред. Л.А. Данченок. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 758с.

11. Минет С. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач. – М.: Изд.дом «Вильямс», 2003. – 208с.

12. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416с.

13. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / Н.Г. Багаутдинова, Д.С. Новиков, В.А. Саламашкин – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 238с.

14. Пустынникова Ю., Корнев А. Выбор каналов распределения и стимулирование дистрибьюторов// Управление продажами. - № 3 (16). 2004.- 25 с.

15. Рычкова Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.-240с.

16. Синяева И.М. Управление маркетингом: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 224с.

17. Управление маркетингом: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.В. Коротков, И.М. Синяевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 463с.

  1. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: