Бенчмаркинг - направление маркетинговой деятельности по получению информации о приоритетных направлениях в деятельности конкурентов с последующим ее анализом.
Бренд - определенный образ в представлении потребителя, набор впечатлений и ассоциаций, которые позволяют потребителю различать и выбирать тот или иной товар.
Емкость товарного рынка - возможный объем реализации товаров при данном уровне и соотношении цен.
Диверсификация - процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного стратегического подразделения.
Жизненный цикл товара - эволюция потенциального спроса на товар во времени. В классическом варианте обычно выделяют пять этапов жизненного цикла товара: исследование и разработка, внедрение, рост, зрелость и спад.
Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) - набор допускающих контроль переменных, факторов маркетинга, совокупность которых предприятие использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
|
|
Конкурентоспособность предприятия - относительная характеристика, выражающая отличия развития конкретного предприятия от развития других по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность товара - относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.
Контроль маркетинга - постоянная проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга, сравнение норм и реального положения.
Конъюнктура - сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движение цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и иные экономические показатели.
Марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации и выделения товаров или услуг одного продавца или группы продавцов среди товаров и услуг конкурентов.
Маркетинг - комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию, ценообразование, разработку товаров и их доставку существующим и потенциальным покупателям.
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием маркетинговой задачей, их сбор, анализ и отчет о результатах и выводах.
Маркетинговые коммуникации - умения и навыки по передаче определенных сообщений (идей, знаний, фактов, ценностей) тем, кто их принимает, с намерением убедить потребителя сделать выбор в пользу конкретного товара или услуги.
|
|
Марочное название - произносимая часть марки. Чтобы товар был конкурентоспособен на рынке, его марочное название должно отличаться от других, содержать намек на определенное качество и выгоды, а также оно должно быть коротким и запоминающимся, но не случайным.
Марочный знак (эмблема) - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, как-то: символ, изображение или Специфическое шрифтовое оформление.
Операционный маркетинг - активный процесс с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на удержание существующего рынка, заключающийся в использовании всех средств маркетинга: товар, цена, сбыт, коммуникации - для достижения поставленных целей.
Персональное продвижение (продвижение «лицом к лицу») - продвижение с немедленной обратной связью, которое осуществляется агентом по сбыту, коммивояжером.
План маркетинга - документ, включающий рыночные цели предприятия, маркетинговые решения, а также при расширительном понимании - ресурсы, рабочий график (контрольные сроки) и средства контроля.
Планирование маркетинга - процедура, маркетинговая деятельность по разработке планов и стратегий маркетинга, маркетинговых программ. Осуществляется на уровне предприятия и на уровне службы маркетинга.
Позиционирование - обеспечение продукту конкурентного положения на рынке.
Портфельный анализ - описание предприятия как совокупности стратегических хозяйственных единиц (СХЕ). В портфельном анализе СХЕ рассматриваются с точки зрения стратегического развития предприятия в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Портфельный анализ помогает выяснить, какая СХЕ наиболее перспективна и обеспечит в будущем успех или, напротив, утратила свою привлекательность.
Продвижение - информирование потребителей (покупателей) о продукте, предприятии, марке; передача информации от продавца к потенциальному покупателю с целью влияния на его отношение к товару.
Продукт - средство удовлетворения потребностей, которое производится для внешнего потребления.
Реклама - любая оплаченная форма неперсонального представления идей, товаров или услуг конкретным заказчиком.
Рыночная ниша - ограниченная по масштабам с четко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявить свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами.
Сбытовая сеть - структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение потребителей.
Сбытовая стратегия - такая маркетинговая стратегия предприятия, которая определяет возможности оптовой и розничной торговли, потребности в обслуживании, потребности в интеграции сбытовой деятельности, типы посредников и их роль в цепочке сбыта, оптимальная структура методов и каналов сбыта с позиций удобства для потребителей.
Сегментирование рынка - деление рынка на четкие группы покупателей со схожими потребностями и поведенческими или мотивационными характеристиками.
Стратегические хозяйственные единицы (СХЕ) - в основном независимые друг от друга сферы деятельности предприятия, которые характеризуются особой, связанной с клиентами, рыночной задачей, четко отделяемые от других СХЕ продуктами или группами продуктов, а также однозначно определяемым кругом клиентов. Различные СХЕ имеют разные рыночные шансы и риски.
Стратегический маркетинг - планирование, разработка и реализация стратегических направлений развития предприятия с использованием средств и методов маркетинга.
Стратегия - направление или программа действий предприятия, выявляющая приоритеты и ресурсы для достижения его основных целей.
|
|
Товар - любой материальный продукт, который производится и (или) предлагается для внешнего потребления.
Товарный ассортимент (ассортиментный ряд) - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
Товарная стратегия - стратегия предприятия по развитию продуктов, разработке новых товаров, присвоению марочных названий, обеспечению их качества и конкурентоспособности.
Товарная политика - комплекс стратегических маркетинговых решений, определяющих тактические решения по разработке параметров направления «продукт» комплекса маркетинга, включая формирование свойств продукта и его облика в целом, формирование ассортимента, инновационный маркетинг, разработку упаковки, «брэндинг», объем производства.
Товарный знак - марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права фирмы на пользование марочным названием или марочным знаком.
Товародвижение - перемещение товаров в экономическом и (или) географическом пространстве.
Товарооборот - объем продаж в натуральном или чаще в стоимостном выражении за определенный период.
Упаковка - вместилище или оболочка для товара.
Хозяйственный портфель предприятия - совокупность хозяйственных единиц (или бизнес-единиц), принадлежащих одному и тому же владельцу (предприятию).
Ценовая стратегия - выбор предприятием определенного уровня цен на свою продукцию и определение возможной динамики изменения исходной цены на нее в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.
Public relations (PR) - отношения с общественностью, система связей предприятия с организациями -непотребителями и общественностью в целом, включая средства массовой информации и общественные организации. Цель PR - формирование и поддержание благоприятного общественного мнения, имиджа предприятия и его продуктов.
|
|
SWOT-анализ - метод маркетинговых исследований, позволяющий дать комплексную характеристику предприятию или его стратегическому хозяйственному подразделению с двух позиций - «силы — слабости предприятия» и «возможностей - угроз предприятию».
Список рекомендуемой литературы
1. Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 223с.
2. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480с.
3. Данько Т. П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 334с.
4. Кеворков В.В. Практический маркетинг – 2. Руководство по внедрению. М.: РИП-холдинг, 2002. – 254с.
5. Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.-368с.
6. Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг. – СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС ИНВЕСТ», 2002.-272с.
7. Кунявский М.Е., Кублин И.М., Распоров К.О. Управление маркетингом промышленного предприятия. – М.: Междунар. отношения, 2004. – 376с.
8. Ламбен Ж-Ж Менеджмент, ориентированный на рынок (стратегический и операционный маркетинг). - СПб.: Питер, 2006. – 800с. – (Серия «Классика МВА»).
9. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-631с.
10. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник / Под ред. Л.А. Данченок. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 758с.
11. Минет С. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач. – М.: Изд.дом «Вильямс», 2003. – 208с.
12. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416с.
13. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / Н.Г. Багаутдинова, Д.С. Новиков, В.А. Саламашкин – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 238с.
14. Пустынникова Ю., Корнев А. Выбор каналов распределения и стимулирование дистрибьюторов// Управление продажами. - № 3 (16). 2004.- 25 с.
15. Рычкова Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.-240с.
16. Синяева И.М. Управление маркетингом: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 224с.
17. Управление маркетингом: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.В. Коротков, И.М. Синяевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 463с.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с.