Действующая в России система противодействия легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма

Она создавалась с учетом требований Сорока рекомендаций ФАТФ и Восьми специальных рекомендаций ФАТФ относительно финансирования терроризма. Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. С другой стороны, на взгляд экспертов, "банкиры и специалисты являются дееспособными блюстителями закона или могут стать таковыми, если заставить их принять на себя различного рода определенные обязательства, касающиеся как функционирования общих систем, например, ввести законодательные требования о создании соответствующих механизмов, препятствующих отмыванию денег, так и личной ответственности, например, путем введения строгих уголовных наказаний для лиц, содействующих использованию доходов от преступной деятельности".

В России в 2001 году Государственной Думой РФ был принят закон, регламентирующий механизм защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства. 2

Законодательством определены специальные термины и понятия, характеризующие деятельность по предупреждению легализации преступных доходов: 3

Доходы, полученные преступным путем - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность по которым установлена указанными статьями:

Обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся:

· обязательный контроль;

· обязательные процедуры внутреннего контроля;

· запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Организациями, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, являются кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, другие организации. 4

Обязательному контролю подлежат следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1. операции с денежными средствами в наличной форме:

· снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

· покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

· приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

· получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

· обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

· внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2. зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве.;

3. операции по банковским счетам (вкладам):

· размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

· открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

· перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

· зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств со счета юридического лица в случае, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия;

4. иные сделки с движимым имуществом:

· помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

· выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

· получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

· переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

· скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

· получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.

· предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лица, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами обязаны:

1. идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании;

2. систематически обновлять информацию о клиентах;

3. документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, включают порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются:

1. Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

2. Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

3. Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

4. Иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Кредитным организациям запрещается:

1. Открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

2. Открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

3. Устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

1. отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

2. непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих достоверность сведений, либо представления недостоверных документов;

3. наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности.

Нарушение организациями данных может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: