В свое время Советский Союз щедро кредитовал развивающиеся страны, и сейчас сумма этих кредитов составляет около 69 миллиардов долларов. Кто они, должники России, есть ли у нас шанс получить свои деньги обратно, каковы схемы зачетов и возвратов, какую часть средств мы должны списать в соответствии с международными договоренностями?
Список стран довольно большой, хотя есть крупные, есть мелкие должники. Его возглавляет Ирак с суммой долга более 9 миллиардов, который накопился в основном в советский период времени в первую очередь из-за поставок оружия Ираку. Причем крупнейшие наши должники находятся преимущественно вне стран СНГ, среди них такие страны, как Китай - почти 1,5 миллиарда долларов, Корейская Народно-Демократическая Республика - больше 4 миллиардов долларов.
Помимо этих стран должником России является так же Индия, с долгом на общую сумму около миллиарда долларов.
А также такие страны, как Вьетнам, Алжир. Причем это уже не только старые долги, в большинстве случаев (и по Китаю, и по Индии, и по Вьетнаму) это новые долги, поскольку кредитные линии открывались для строительства объектов в этих странах, прежде всего энергетических. И здесь, поэтому надо делить на долги старые и долги новые, потому что и возможность возврата их совершенно разная. Сумма долгов по странам СНГ на общем фоне в 69 миллиардов смотрится достаточно скромно, это примерно 3,5 миллиарда долларов, и, безусловно, эти страны не главные должники России сегодня.
В 2007 году, вышел законопроект, где были перечислены страны, которым правительство должно было списать долг, из-за их нестабильного экономического положения. Это Республика Бенин, Республика Бурунди, Гвинея-Бисау, Замбия, Конго, Мадагаскар, Мозамбик - беднейшие страны Африки. Сумма порядка 1 миллиарда долларов по этим странам была оговорена в проекте. В принципе в рамках переговоров с «восьмеркой» речь шла о списании со стороны России долгов подобным странам на сумму порядка 11 млрд. долларов. И очевидным образом это уже не экономическая, а политическая акция, когда Россия в рамках «восьмерки» пытается выступать как еще одна великая держава и тем самым демонстрировать, что мы тоже можем что-то кому-то давать.
Откуда же появлялись такие долги? Это преимущественно правительственные долги, особенно, что касается долгов советских. Поскольку в подавляющем большинстве случаев схема была довольно простая: у нас закупали либо оружие, технику, либо речь шла о строительстве крупных промышленных объектов - строительстве силами тогда советских, сейчас российских предприятий, - и под реализацию соответствующих договоренностей правительство выделяло кредит, который в ту страну, как правило, не уходил, из этих денег оплачивалась работа соответствующих наших предприятий здесь, но эта сумма подлежала возврату. В большинстве случаев постепенно эти кредиты списывались, и в советское время достаточно активно. И большинство тех стран, которым мы можем списывать долги, это страны, которые 20 лет назад мы называли странами социалистической ориентации, которые просто-напросто под такую вывеску, под свои определенные проекты получали деньги в Советском Союзе и фактически под конец их не отдавали. Поэтому значительная часть этих долгов, и особенно тех, которые мы списываем сегодня, это долги, как правило, невозвратные. Хотя было много схем, начиная с 1990-х годов, продавать эти долги, торговать ими где-то и так далее. Но шансов получить их назад практически не было. Конечно, страны развиваются - это не только Китай, это Индия, тот же Вьетнам, - они могут отдавать долги, но они тоже пытаются, понимая сложность этой ситуации, в которой России сложно давить на них, они пытаются предлагать свои схемы, в частности, возврата этих долгов поставками товарных ресурсов. Допустим, тот же Китай охотно предлагает свои различные товары, тот же «китайский ширпотреб». С той же Индией, переговоры велись и ведутся о поставках продовольствия из Индии. На самом деле это фактически вариант бартера, это не есть в прямом виде возврат долга.
Но на самом деле иногда лучше получить что-то, чем не получить ничего. Хотя, с другой стороны, эти товары, попадая на российский рынок, должны будут продаваться, и они будут создавать неизбежно конкуренцию продукции отечественных производителей. И здесь тоже есть вопрос, что нам лучше: все-таки подождать до тех пор, пока эти страны смогут вернуть нам деньги, - пусть это будет не сейчас, а через несколько лет, но это будут живые деньги, которые можно будет накопить в том же Стабилизационном фонде, допустим, и использовать на благо будущих поколений, - либо же мы получим сейчас реально не полную сумму, а такой вот товарный эквивалент, который будет оказывать давление на наш потребительский рынок.
|
|
|
|
8. Международное кредитование и финансирование России.
Рассмотрим виды финансовых потоков в Россию. Среди них большой удельный вес занимают кредиты международных финансовых институтов (МВФ, ВБ и ЕБРР)
Прямые инвестиции - это долгосрочные вложения, при осуществлении которых инвестор преследует стратегические цели. Для России, где много лет продолжается инвестиционный кризис, этот вид ресурсов наиболее предпочтителен. Однако прямое инвестирование не всегда ведет к росту капиталовложений и увеличению национального богатства. Оно может осуществляться путем перераспределения собственности (особенно при приватизации) без последующего инвестирования в компанию, что имело место в России.
Портфельные инвестиции в долевые ценные бумаги. В России к портфельным инвестициям в акции относится долевое участие инвестора, не превышающее 10% акционерного капитала компании. Для привлечения портфельных инвесторов необходимо наличие акционерных компаний открытого типа и фондового рынка. Поэтому портфельное инвестирование в российскую экономику началось позже прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с началом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до финансового кризиса 1998 г. проявили активность на российском рынке и способствовали его формированию и развитию.
Эмиссия долговых обязательств. Иностранные инвестиции в долговые ценные бумаги привлекают путем эмиссии на мировом рынке и привлечения нерезидентов на внутренний рынок. В России эти способы мобилизации ресурсов в большой степени использовались государственными институтами и в меньшей степени компаниями. Последние отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с ростом задолженности.
|
|
Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и экспортных кредитов. Синдици́рованный креди́т (англ. syndicated loan) — кредит, предоставляемый заёмщику по меньшей мере двумя кредиторами (синдикатом кредиторов), участвующими в данной сделке в определённых долях в рамках, как правило, единого кредитного соглашения.
Банки не без основания рассматривали СССР как надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991-1992 гг. банки резко снизили объемы своего кредитования. Нетто-приток банковских кредитов в 1994 г. оказался близким к нулю, а в 1995 г. имел отрицательное значение.
Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро возрождаться. Этому способствовало укрепление международных позиций российских банков. Около 100 банков прошли международный аудит, примерно 40 из них получили рейтинги международных агентств. Если иностранные инвестиции в компании привлекались преимущественно в форме прямых или портфельных инвестиций в акции, то для банков источником увеличения их ресурсов явились кредиты международных банков. На 1 декабря 1997 г. отношение иностранных пассивов к активам-нетто банковской системы России, достигнув максимального уровня, составило 14%, т.е. на уровне стран ЮВА накануне кризиса. У некоторых московских банков, на которые приходилось 90% внешних кредитов, этот показатель был выше среднего (у СБС-АГРО - 38%, Империала - 28%). На 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных российскими банками межбанковских кредитов доля нерезидентов достигла 60%.
Поток среднесрочных и долгосрочных банковских ресурсов возобновился как в форме синдицированных (консорциальных) кредитов, так и экспортных кредитов. В советские времена правительство широко прибегало к привлечению синдицированных кредитов, в результате чего по ним образовался долг в размере 28 млрд долл. Однако российские центральные власти к таким кредитам практически не прибегали, предпочитая отмеченные выше иные формы внешнего заимствования. К тому же, как показывает мировой опыт, и сами международные банки стараются не иметь дела с заемщиками, которые нарушали графики обслуживания долга. Поэтому в России основными получателями синдицированных банковских кредитов стали коммерческие банки, а также некоторые крупные компании и отдельные регионы. Существенное преимущество синдицированного кредита заключается в том, что он предоставляется в несвязанной форме и обычно при отсутствии гарантий.
|
|